0
8149
Газета Образование Печатная версия

05.04.2023 18:36:00

Постоянные проверочные работы нервируют школьников

Депутаты Госдумы предлагают выставить на госзаказ разработку методики замера уровня знаний

Тэги: школа, проверочные работы, впр, знания, мониторинг, госзаказ


школа, проверочные работы, впр, знания, мониторинг, госзаказ По словам Яны Лантратовой, новый механизм мониторинга знаний учащихся должен отвечать запросам и интересам педагогов. Фото с сайта www.duma.gov.ru

1 марта, в школах РФ началось проведение всероссийских проверочных работ (ВПР), в них примут участие около 8 млн учеников. Они пройдут для учеников 4-8 классов в штатном режиме, для учеников 10 и 11 классов - по решению школы, сообщила пресс-служба Рособрнадзора. Между тем, парламентарии предложили заменить ВПР на другой инструмент проверки качества подготовки учащихся. С такой инициативой к вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой обратилась первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.

Депутаты рассматривают возможность размещения государственного заказа на создание отечественной системы мониторинга знаний у воспитанников общеобразовательных организаций. По словам Лантратовой, новый механизм должен в первую очередь отвечать запросам и интересам педагогического сообщества. На данный момент, напомнила депутат, в этой сфере применяются международные методики.

Парламентарий заявила, что вопрос создания отечественной системы особенно актуализировался в последнее время.

Вроде бы речь идет о нагрузках на детей, которые видятся депутатам избыточными. Но при этом депутатский корпус не устраивает то, что задания ВПР сделаны «по западному формату». И поэтому их надо заменить собственным аналогом. Под это подводится государственный заказ.

Начнем с того, что задания ВПР (их пишут в 4–8 и в 8–11 классах) составляет коллектив авторов в Федеральном институте оценки качества образования (ФИОКО) исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и примерной основной образовательной программы. Имена экспертов не разглашаются, но известно, что это методисты, составители учебников, ученые-исследователи и руководители органов управления образованием.

Тестов в ВПР нет: ученик сам вписывает короткий или расширенный ответ. На каждый предмет отведен свой день. Одна работа занимает 45–90 минут. ВПР на федеральном уровне координирует Рособрнадзор, который назначает региональных администраторов – министерства и департаменты образования, а они, в свою очередь, – муниципальных. Если ученик пишет ВПР на двойку, это ни на что не влияет: работу переписывать не нужно, на второй год оставить не могут. Даже если весь класс напишет неудовлетворительно, то это ничего не меняет.

Что из всего перечисленного нужно менять, да еще и подгонять под это «госзаказ» – пока непонятно…

Директор Песчано-Колединской школа Далматовский района Курганской области Людмила Князева в беседе с «НГ» так прокомментировала инициативу депутатов. «На сегодняшний день ВПР стрессом для учащихся не являются, – считает Людмила Сергеевна. – Они были стрессом для учителей в первый год проведения, так как являлись для них чем-то новым и неизвестным. Сегодня это обыкновенная итоговая контрольная работа. Результаты ВПР засчитываются как результаты итоговой контрольной по решению школы. Включаются в график контрольных процедур школы. Специальной подготовки к ВПР не ведется. Перегрузки у детей нет. Учитель может прорешать задания ВПР из открытого банка данных на уроках, может давать домашним заданием. Школы уже адаптировались к данному виду независимой оценки. И школы очень устали от новшеств. Мое пожелание – пусть останется ВПР в том виде, в каком уже существует. Пусть лучше депутаты обратят внимание на процедуру ОГЭ в 9-м классе. Она должна быть разной – для детей, идущих в 10-й класс, и для детей, идущих в колледжи. Вот это действительно тема номер один».

Портал «Директория» года полтора назад провел опрос школьных руководителей с целью выяснить их отношение к Всероссийским проверочным работам. И большинство директоров оценили ВПР отрицательно. Чаще всего опрошенные называли участие в ВПР «бесполезной тратой времени». Среди ответов были такие: «Оценки выставляются за ВПР по желанию учащихся, и это рождает несерьезное отношение к работам»; «Обобщенные результаты приходят поздно, когда ученики перешли в следующий класс, и для них эти результаты не актуальны»…

Большинство участников опроса восприняли время подготовки к ВПР как сбой образовательного процесса. «Происходит смещение образовательного процесса на 2–3 урока позже по времени или перенос занятий на вторую смену, а также корректировка рабочих программ в связи с тем, что некоторые уроки невозможно поставить в расписание», – подчеркивают учителя. Для некоторых участников опроса ВПР – это «показуха и фикция», для других – проявление «недоверия к работе коллег и школы со стороны ведомства» и «инструмент давления на директоров».

Есть ли что-то положительное в ВПР? Есть. Это «возможность проверить знания обучающихся, порешать новые задания, выяснить, над чем еще надо поработать»; «возможность сверить результаты внутренних оценочных процедур текущего контроля с внешней оценкой. Определить уровень качества образования в гимназии в сравнении с другими школами, другими регионами. Без ВПР школы могут до самого 9-го класса находиться в сладостном плену неведения!»

Опросы показали, что директора готовы отказаться от ВПР, но сами бунт поднимать не готовы. Большинству из них понятно, зачем вводили ВПР: «С точки зрения контролирующих структур смысл ВПР понятен. Они вводились, чтобы был контроль и была видна картина качества работы школ на промежуточных этапах обучения».

По результатам ВПР органы образования составляют списки передовых и отстающих школ. На региональные департаменты образования давят сверху: принимайте решения по отстающим. Меры принимаются, и свою «карательную» функцию ВПР выполняют.

В принципе, с помощью ВПР школа получает инструмент, позволяющий еще на дальних подступах к школьным выпускным экзаменам выявить и ликвидировать пробелы в знаниях учеников. Но в целом недовольны ВПР все: ученики, родители, педагоги, депутаты… Все так же есть ученики в каждом классе, про которых учителя говорят: «Три пишем, два – в уме». И это уже совсем другая проблема. Более сложная и трудно решаемая. Поэтому проще организовать госзаказ, отвлечь новой «гиперпроблемой» и отложить решение проблемы мониторинга качества знаний в долгий ящик. 


Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
829
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
3042
Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
4056
В школу надо вернуть повременную оплату труда

В школу надо вернуть повременную оплату труда

Антон Зверев

Рост своих зарплат учителя сочли компенсацией недополученного ранее

0
5995

Другие новости