0
10753
Газета Образование Печатная версия

22.03.2023 18:27:00

Третий уровень образования как бонус к профессии

Аспирант, совмещающий учебу с работой, оказывается более мотивированным к защите диссертации

Тэги: высшее образование, аспиранты, учеба, работа, совмещение, последствия, трудоустройство, мониторинг, вшэ


высшее образование, аспиранты, учеба, работа, совмещение, последствия, трудоустройство, мониторинг, вшэ Совмещение обучения в аспирантуре и работы по специальности повышает шансы на успешную защиту диссертации. Фото РИА Новости

Сотрудники Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» объяснили, почему российские аспиранты параллельно еще и работают во время обучения и к каким последствиям это приводит. Напомним, что об изменениях в высшем образовании РФ говорил президент РФ в своем Послании Федеральному собранию в этом году. Согласно предстоящей реформе высшего образования, аспирантура будет готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.

Сегодня, как и прежде, в аспирантуре учатся не только очно, но и заочно. На заочной форме обучение длится на год дольше. Важно отметить, что до 2013 года аспирантура считалась одной из форм профессионального образования после вуза или формой подготовки высших научных кадров, а с 2013 года ей присвоили статус третьего уровня высшего профессионального образования.

Однако аспирантура – это не лекции, зачеты и экзамены, хотя и без них никак не обойтись. Аспирантура – это самостоятельная форма получения знаний и образования. Аспиранту предстоит определиться с научным направлением, сформулировать тему, поставить необходимый эксперимент, получить данные и обработать, сравнить результаты с теми, что уже имеются в науке, и сделать конкретные выводы.

Так как обучение в аспирантуре занимает длительный срок (в заочной форме – не менее четырех лет), часть обучающихся уже обзаводятся собственными семьями. Вопрос финансов выходит на первый план. Так, по результатам опроса НИУ ВШЭ, в котором принимали участие выпускники аспирантуры, завершившие обучение в период с 2012 по 2021 год, 90% аспирантов совмещают обучение с работой, причем большая часть из них занята на полный рабочий день. Часто аспирантура рассматривается как дополнение к работе, а не наоборот, заявляют авторы аналитического доклада в рамках «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ, посвященного опыту совмещения учебы и работы аспирантами.

Основная причина совмещения учебы и работы – финансовая. Впрочем, требования финансовой обеспеченности вполне адекватные. Аспиранты готовы посветить все свое время обучению и подготовке диссертации, но только при условии, если размер стипендии достигнет 50 тыс. руб. Сейчас, напомним, средний размер стипендии у студента аспирантуры существенно ниже прожиточного минимума. Средняя заработная плата работающих аспирантов составляет 52 тыс. руб., показали опросы. Так что работа для них важна не менее, чем научная деятельность.

Совмещение работы и учебы дает соответствующий опыт, повышает шансы на трудоустройство после окончания аспирантуры. Также существует прямая связь с повышением заработной платы и карьерным ростом у аспирантов, совмещающих работу с учебой. Аспиранты, которые работают в организациях неакадемического сектора, зарабатывают на 42% больше, чем их коллеги в образовательных и научных учреждениях. Тем не менее за последние десять лет доля аспирантов, совмещавших учебу с работой в неакадемическом секторе, снизилась на 24%. То есть все-таки не хлебом единым жив аспирант.

По данным за 2022 год, более половины аспирантов совмещают учебу с работой в академическом секторе, причем большинство в той же организации, в которой обучаются. Вне академического сектора чаще всего работают аспиранты из профиля социальных наук. Также исследователи отмечают, что опыт работы в академической организации не приносит увеличения заработной платы, если впоследствии выпускник работает вне академического сектора.

Вопрос уровня дохода остается важным и после защиты диссертации. Средняя заработная плата выпускников аспирантуры, совмещавших учебу с работой, в среднем на 41% выше, чем у тех, кто не работал во время обучения.

Еще один любопытный вывод мониторинга НИУ ВШЭ: не выявлена существенная разница в количестве опубликованных статей у аспирантов, которые совмещали учебу с работой, и у тех, кто сосредоточился на обучении в аспирантуре. А более высокая научная продуктивность наблюдается у тех, чья работа связана с темой диссертации.

Исследователи также не подтверждают гипотезу о том, что совмещение учебы и работы может негативно повлиять на вероятность успешной защиты и научную продуктивность аспирантов. Кстати, более ранние исследования на российских данных показывали позитивное влияние практики совмещения на вероятность успешной защиты (в том случае, если учеба совмещается с работой внутри организации, в которой обучается аспирант). Не обнаружено и негативное влияние в том случае, если учеба совмещается с работой в организации вне академического сектора.

Стимулирование аспирантов положительным образом скажется на защитах, уверены авторы мониторинга. Нынешняя ситуация с большим числом аспирантов и низкой стипендией приводит к тому, что большинство аспирантов работают, а для части из них обучение является лишь дополнением к работе, а не основной сферой деятельности. Так что и результаты от этой научной деятельности будут соответствующие. 


Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
1140
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
3097
Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
4643
Столкнутся ли земские работники культуры с трудностями врачей и учителей

Столкнутся ли земские работники культуры с трудностями врачей и учителей

Профильная программа начнет действовать в регионах в 2025 году

0
6050

Другие новости