0
5312
Газета Образование Интернет-версия

15.03.2023 15:03:00

«Крылья» для авиации: как Ростех готовит высококлассных инженеров для самой романтической отрасли промышленности

Тэги: Крылья Ростеха, образование, технологии, ростех, авиация, гражданская авиация, авиаинженер


Авиационная отрасль России сегодня остро нуждается не только в высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции, но и в квалифицированных специалистах, способных в сжатые сроки обеспечить ее разработку и выпуск. Кузницей таких кадров стали «Крылья Ростеха» — так называется запущенная Госкорпорацией Ростех программа целевого обучения инженеров нового поколения для отечественной авиастроительной отрасли. В 2023 году ей исполняется три года. За это время количество вузов-партнеров «Крыльев» выросло до 15, а количество абитуриентов увеличилось более чем в 1,5 раза — до 500 человек.

161861_a.jpg

Глубокое погружение

Образовательная программа «Крылья Ростеха» была запущена в 2020 году — ее придумали с целью организовать подготовку многопрофильных инженерно-технических специалистов для авиапрома с учетом требований будущих работодателей. Профессиональные ориентиры установили входящие в Госкорпорацию предприятия — ОДК, ОАК, «Вертолеты России», КРЭТ и «Технодинамика». Они стали индустриальными партнерами проекта.

«Крыльям» предстояло выпускать из стен вуза специалистов, готовых сразу погрузиться в рабочую среду, минимизировав сроки и расходы на их адаптацию. Поэтому проект сформирован так, чтобы уровень подготовки учащихся соответствовал требованиям компаний. Студенты занимаются по усиленным программам специалитета и с первого курса получают возможность проходить практику, а также участвовать в решении производственных задач.

Обучение включает углубленное изучение английского языка, конструкторских IT-компетенций. Выпускники «Крыльев» будут владеть такими актуальными сегодня специальностями, как радио- и робототехника, аддитивные технологии, беспилотные летательные аппараты и композитные материалы, конструирование и создание электронных средств и многими другими. Большую роль играет система наставничества — курсанты «Крыльев» с первого курса получают кураторов от предприятий-работодателей.

Высокая планка

Проект сразу вызвал доверие со стороны академического и научного сообщества. Количество вузов-партнеров «Крыльев» еще на старте было внушительным – это 10 престижных профильных учебных заведений. К 2023 году оно увеличилось. На сегодняшний день в проекте участвуют 15 профильных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Казани, Самары, Уфы, Перми, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Ульяновска, Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода и Омска. Ключевой методологический партнер «Крыльев Ростеха» — Московский авиационный институт (МАИ). Качество образовательного процесса постоянно контролируется.

Высокие требования предъявляются и к самим абитуриентам. В 2023 году для поступления в вузы по программе Ростеха необходимо иметь не менее 245 баллов ЕГЭ в Москве, 225 — в Санкт-Петербурге, 220 — Самаре, Рыбинске, Уфе, Перми, Казани, Омске, 200 баллов в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде и 195 — в Ульяновске, Комсомольске-на-Амуре. Средний балл аттестата должен быть не ниже 4, уровень английского языка — не ниже A2.

«Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы привлечь в «Крылья Ростеха» наиболее сильных и мотивированных ребят. Гарантируем студентам трудоустройство с первого курса и социальный пакет. Наполнение образовательного проекта дисциплинами по развитию профессиональных компетенций, повышение практической ориентированности учебных дисциплин с опорой на производственные реалии – это тоже наша зона ответственности», — отмечает директор по персоналу Госкорпорации Ростех Юлия Цветкова.

Имеет значение и степень мотивации будущих авиаинженеров: до поступления абитуриенты проходят специальный онлайн-опрос. Победа в корпоративных профориентационных мероприятиях дает дополнительное преимущество при поступлении. К слову, бонусы есть и у детей работников предприятий авиационного комплекса Госкорпорации — ставка сознательно делается на преемственность и поддержку трудовых династий.

Видеть ориентир

Психологи утверждают — человек, который выбрал свою профессию по призванию, с большей долей вероятности будет продуктивен. «Заразить» любимым делом сегодняшних школьников, из которых завтра вырастут Ильюшины, Яковлевы и Лавочниковы — одна из глобальных задач «Крыльев Ростеха». Программа уже вышла за рамки высшего образования — сегодня в нее входит и профориентация школьников. Она реализуется в рамках предпрофессиональных инженерных авиаклассов, партнерами которых выступают Ростех и его организации.

В настоящее время в рамках федерального проекта «Инженерные авиастроительные классы» функционирует порядка 65 классов в 16 регионах России. Учебно-методические материалы разработаны МАИ — флагманским вузом «Крыльев» — совместно с Корпорацией и ее организациями.

«Учащиеся привлекаются к проектной и исследовательской деятельности, знакомятся с дисциплинами, необходимыми будущим специалистам в авиастроении. Школьники знакомятся с современным оборудованием, регулярно посещают производственные площадки и к моменту выпуска обладают серьезным уровнем подготовки, что в дальнейшем упрощает как поступление на программу, так и сам учебный процесс», - говорят в Ростехе.

Своевременный проект

Обучение в «Крыльях Ростеха» частично оплачивается предприятиями авиационного комплекса Госкорпорации, для студентов действует система мотивационных выплат.

Сейчас по программе уже учится порядка 580 студентов по 7 направлениям подготовки. Еще 500 будущих инженеров присоединятся к ним в 2023 году. Кроме того, подготовка рабочих кадров для авиастроительной отрасли ведется и по линии среднего профессионального образования. В ближайшем будущем именно этим молодым специалистам предстоит стать «крыльями» для российского авиапрома, чтобы поднять его на новый, высокий уровень.

«Вопрос восполнения технических кадров для высокотехнологичных отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективах встанет перед отечественными предприятиями довольно остро. Это связано со многими факторами, среди которых и менее конкурентные зарплаты, и старение инженерных кадров, и то, что школьники все реже выбирают профильные предметы (физику, математику) для сдачи ЕГЭ. Вместе с тем подготовка специалистов для высокотехнологичных отраслей – это сложный и длительный процесс, который зависит от личных качеств и мотивации студента, а также от уровня теоретической и, что исключительно важно, практической подготовки, — считает заместитель директора научно-исследовательского центра по науке ФИРО РАНХиГС Айрат Сатдыков. — Проект Ростеха в этом свете видится весьма своевременным. Выстраивание взаимоотношений между вузами и предприятиями авиационной отрасли позволит получить на выходе компетентного и мотивированного специалиста, готового с ходу приступить к выполнению своих трудовых функций. Можно только приветствовать реализацию такой практики».

СПРАВКА

Подробности поступления на обучение по программе «Крылья Ростеха» в разных городах России можно узнать по телефонам, указанным здесь.


Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
3948
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2768
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
4373
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7829

Другие новости