0
20876
Газета Образование Печатная версия

15.02.2023 18:53:00

Эпопея раздельного обучения

Как в СССР намеревались сублимировать энергию полового созревания в интерес к получению знаний

Тэги: педагогика, школа, раздельное обучение, история, мнение


34-8-1480.jpg
В начале 1943 года вернулись к раздельному
обучению мальчиков и девочек
во всех средних школах.  Фото © РИА Новости
Есть вопросы педагогики, которые остаются неразрешенными в течение очень долгого времени. Время от времени, на очередном витке истории, к ним опять возвращаются. 80 лет назад в нашей стране также вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек.

В Российской империи раздельное обучение практиковалось почти во всех гимназиях, пансионах и реальных училищах. Девочки и мальчики изучали разные науки и получали различные умения и навыки. У юношей учебные программы были составлены с упором на точные науки. А девушек обучали гуманитарным дисциплинам: языкам, изящной словесности. У девочек были также танцы, домоводство и рукоделие. В сельской местности девочки могли посещать начальные учебные заведения вместе с мальчиками. Но на практике возможностей для получения образования у женщин было намного меньше, поэтому и грамотных среди них было гораздо меньше, чем среди мужчин.

В РСФСР в октябре 1918 года было утверждено Положение о единой трудовой школе, в соответствии с которым вводилось совместное обучение детей обоего пола. Эта система просуществовала до 1943 года. А в начале 1943 года СССР снова вернулся к раздельному обучению мальчиков и девочек по классам в каждой средней школе. Гендерное разделение начиналось с 5-го класса. 16 июля 1943 года выходит постановление Совета народных комиссаров СССР № 789 о полном раздельном обучении с 1-го класса в столице СССР и в столицах союзных и автономных республик, краевых и областных центрах, а также крупных промышленных городах. Цель благая: улучшить качество обучения. Теперь мальчики и девочки должны учиться в отдельных школах. Но… Во всех остальных городах и в сельской местности, а также во всех вузах обучение опять же остается совместным.

Причину введения объясняли так: подобный подход учитывает физиологические и психологические особенности полов и способствует более качественному усвоению знаний. То есть энергию полового созревания предполагалось сублимировать в процесс обучения. «В итоге годичного опыта раздельного обучения мы уверенно устанавливаем следующее: повысилась деловитость в учебной работе учащихся этих школ, проще и серьезнее держится в раздельных школах наша молодежь, изживается грубость, наблюдающаяся в смешанных школах во взаимоотношениях между мальчиками и девочками. Все это дает обоснование расширять и углублять систему раздельного обучения», – комментировал успехи раздельного обучения народный комиссар просвещения РСФСР Владимир Потемкин на Всероссийском совещании по народному образованию 15 августа 1944 года.

Но в этом же докладе Потемкин выражал свое возмущение некоторыми педагогами, которые под благое начинание партии и правительства «подкладывали» негодные, по его мнению, обоснования, которые могли только дискредитировать хорошее дело. «Ведь находились же чудаки, которые брались всерьез доказывать, что способности у мальчиков и девочек неравноценны, что мальчики более склонны к точным наукам, что девочки менее интересуются вопросами общественной жизни и даже – представьте себе – менее правдивы, – утверждал нарком образования. – Ведь выступали же в Дагестане и Удмуртии с предложением издавать особые учебники и программы для мальчиков и девочек. Ведь раздавались же на городской учительской конференции в Ижевске такие речи, что в мужской школе из произведений надо читать «Отцов и детей», а с девочками изучать тургеневские образы, что из «Войны и мира» с девочками надо читать страницы о мире, с мальчиками – о войне. Ведь пробовали же новоявленные мещане развивать такую мысль, что раздельное обучение должно подготовлять женщину к созданию жизненного комфорта и домашнего уюта. Все это встретило отпор со стороны педагогической общественности...»

Но что эти высказывания по сравнению с современными апологетами раздельного обучения: «Девочки развиваются намного быстрее, поэтому мальчикам навязывается женское восприятие мира. У последних ломаются мужские стереотипы. К тому же такая ситуация приводит к тому, что девочки начинают развиваться по мужскому типу» (доктор медицинских наук, педагог Владимир Базарный).

У современных историков другая точка зрения на эти события 1943 года. Вот как комментирует ситуацию доктор исторических наук, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков: «Значительное большинство юношей, окончивших сред­нюю школу, призывалось в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только их более серьезной физической подготовки, но и обучения элементам военного дела. В середине 1942/43 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого включала стро­евую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела. Введение военного дела стало одним из главных аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек согласно постановлению Совнаркома от 16 июля 1943 года и существовало до 1954 года».

Действительно, система не выдержала более 10 лет. Она была неудобной, создавала трудности, прежде всего в педагогической работе, поэтому стало очевидно, что ее нужно менять. С 9 по 14 июня 1954 года в 595 школах Москвы провели родительские собрания, на которых обсуждался вопрос совместного и раздельного обучения детей. В обсуждениях приняли участие около 100 тыс. человек. Большинство родителей, учителей, завучей и школьных директоров выступило за немедленное внедрение совместного обучения с нового 1954/55 учебного года.

И все-таки… Обучение в 10-м классе хотели оставить раздельным. Но это было сложно реализовать, поэтому и в выпускном классе в конце концов оставили смешанный состав учеников. 


Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1277
Юлианский календарь и российский суверенитет

Юлианский календарь и российский суверенитет

Александр Щипков

О религиозных и политических аспектах старого стиля

0
1193
Плохо вымытая посуда помогла расшифровать, что пили египтяне 3 тысячи лет назад

Плохо вымытая посуда помогла расшифровать, что пили египтяне 3 тысячи лет назад

Александр Спирин

Коктейль Долины фараонов

0
1216
Мстислав Келдыш был гением математических расчетов и теоретиком космонавтики

Мстислав Келдыш был гением математических расчетов и теоретиком космонавтики

Михаил Стрелец

Капитан «научного атомохода социализма»

0
1326

Другие новости