0
15155
Газета Образование Печатная версия

08.02.2023 18:25:00

Забытые всеми правила дидактики

Почему не надо ставить стул рядом с ребенком при выполнении домашнего задания

Тэги: школьное образование, качество, стандарт, дидактика, правила, домашние задания


школьное образование, качество, стандарт, дидактика, правила, домашние задания Родитель может вместе с ребенком обсудить этапы выполнения домашнего задания, но не выполнять его за ребенка. Фото РИА новости

Как мотивировать ребенка к занятиям в школе, только ли в мотивации дело и насколько эффективны новые методы обучения – эти и другие вопросы обсудили во время недавней встречи президент Российской академии образования Ольга Васильева и доктор педагогических наук, дидакт Ирина Осмоловская.

Долгое время, по словам Ирины Осмоловской, дидактика представляла собой совокупность правил, которым должен следовать учитель. Но в дальнейшем пришли к пониманию, что это наука об обучении со всеми компонентами научного знания. Так что же наука сегодня может сказать о детях, не желающих ходить в школу. А сегодня таких много…

Как заметила заведующая лабораторией дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования РАО Осмоловская, тема нежелания детей учиться беспокоит родителей не только у нас, но и за рубежом. Если раньше проблема у учителя была – успокоить детей, чтобы спокойно провести урок, то теперь детей трудно «вернуть» в класс. Они все время погружены в созерцание содержания гаджетов. Привлечь их внимание на уроке по силам не всем учителям.

Типичная ситуация: идет урок математики, и учитель написала в колонку номера примеров, которые нужно решить. И весь урок дети заняты этим. Раньше учитель мог бы добиться какого-то результата. Сегодня – нет. Сегодня, если нет смены занятий, урок провальный.

Родители жалуются на программы. Дескать, заглянул в учебник, пишет одна молодая мама, а там: «Вот что это за задание из учебника «Окружающий мир» (4 класс): «Опиши мир глазами кузнечика».

Или – вопрос другого родителя: «Почему детям по-прежнему приходится заучивать большие объемы информации, которые легко можно найти в справочнике в интернете?»

Академики при ответе напомнили всем, что со следующего учебного года во всех российских школах будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы. Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в РФ» в части введения федеральных основных общеобразовательных программ.

Закон вводит единый стандарт качества школьного образования – как программ, так и учебников. Они призваны облегчить жизнь учителей, родителей и детей, поскольку уходит в прошлое вариативность образования. Также это позволит избежать случаев, когда дети учатся по пособиям, содержащим ошибки или неправильно трактующим исторические события, например.

Кроме того, как считают авторы нового ФГОСа, принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. Планируется, что итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ: дети будут отвечать на экзаменах исключительно на те вопросы, которые они изучали в течение всего своего обучения.

Ну а за «кузнечика» академики даже не переживают: «Творческое задание, – заявили они, – способствует развитию воображения ребенка».

Несомненно, другая животрепещущая тема для родителей – ситуация с выполнением домашних заданий. Некоторые взрослые сомневаются в их необходимости. А некоторые депутаты пытаются даже добиться их отмены. Домашние задания необходимы, считает Ирина Осмоловская. При этом она обращает внимание на то, что за рубежом распространена такая практика: школьный день делится на две половины; одна часть дня проходит для ребенка в школе, вторая – после смены в школе, когда он может под присмотром учителей выполнить домашние задание.

Ученый привела в пример наблюдения из кандидатской диссертации Ирины Усковой. Она защитилась по теме «Дидактическое обеспечение домашней учебной работы школьников в условиях информационно-образовательной среды». Ирина Ускова дала ряд практических советов. В частности, она заметила, что если родитель ставит стул и садится рядом с ребенком при выполнении домашней работы, то толку от этого «сотворчества» не будет. Кстати, выяснилось, что крайне трудно сегодня найти оппонента на защиту такой диссертации, потому что очень мало кто работает по данной тематике.

Самое главное, для чего дается домашнее задание, – научить ребенка самостоятельности. Родитель может вместе с ребенком обсудить этапы его выполнения, но не выполнять домашнее задание за ребенка. Не давать готовые советы. Не торопить. Не ругать. Пресекать попытки воспользоваться готовым домашним заданием.

Ольга Васильева вспомнила пример из своей жизни. От нее родители требовали, чтобы она вела дневник, где бы записывала, сколько времени потратила на домашние уроки. Как призналась академик, ее это очень дисциплинировало.

Исследователь Ускова проводила опрос учителей на тему домашнего задания. Она спросила их, за сколько времени их ученик, по их мнению, сможет выполнить их. Учителя ответили, естественно, по-разному. Потом им предложили в качестве эксперимента сделать это домашнее задание самим. Засекли время, и… Ни один из преподавателей не уложился в указанный ими срок. 


Читайте также


Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
3994
Минобрнауки готовит новые правила поступления в аспирантуру

Минобрнауки готовит новые правила поступления в аспирантуру

Елена Герасимова

Календарное окно для пропуска в сообщество молодых ученых ограничат двумя месяцами

0
9570
Старые советские учебники родители используют как методички

Старые советские учебники родители используют как методички

Елена Герасимова

Выполнение домашних заданий превращается в семейный квест

0
8754
Не каждый интернет-пользователь попадает в цифровую элиту

Не каждый интернет-пользователь попадает в цифровую элиту

Анастасия Башкатова

Чтобы преодолеть неравенство, необходимо умение извлекать выгоду из современных технологий

0
3616

Другие новости