0
8068
Газета Образование Печатная версия

18.01.2023 18:07:00

Слабому полу нужно сильное образование

Утверждена новая Национальная стратегия действий в интересах женщин до 2030 года

Тэги: кабмин, мишустин, новая национальная стратегия, женщины, образование, карьера


кабмин, мишустин, новая национальная стратегия, женщины, образование, карьера В научной сфере только 39% исследователей – женщины, при этом половина из них работает в области технических наук. Фото агентства «Москва»

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил новую Национальную стратегию действий в интересах женщин до 2030 года. Стратегия предполагает в том числе популяризацию технических, технологических профессий и специальностей, повышение интереса к точным наукам среди девочек и женщин.

Национальная стратегия направлена на соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин в различных сферах жизни, повышение экономической независимости и политической активности женщин РФ, а также на профилактику женского неблагополучия. Разработчики отмечают, что российские женщины ориентированы на полную занятость и карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей. При этом доля женщин в отраслях, где заработная плата остается ниже средней по экономике, составляет от 60 до 80%. В итоге при высоком уровне образования и занятости разрыв в заработной плате женщин и мужчин остается на заметном уровне – 28%.

Решать эти и другие проблемы предлагается также и за счет формирования у девочек и женщин интереса к техническим и технологическим специальностям, вовлечения женщин в цифровую экономику, за счет формирования системы непрерывного образования и повышения квалификации, развития дистанционных форм занятости, расширения участия женщин в сфере предпринимательства. Стратегия будет реализована в два этапа – с 2023 по 2026 год и с 2027 по 2030 год. План ее реализации должен быть разработан в ближайшее время.

Ситуация, когда женщины работают в экономике на низкооплачиваемой работе, надо заметить, сложилась не только в РФ. Разница в оплате труда мужчин и женщин наблюдается практически во всех странах мира. Ученые, занимающиеся данной проблематикой, традиционно выделяют несколько причин: различия в человеческом капитале, отраслевая и профессиональная сегрегация занятости, семейные факторы и дискриминация.

Не мешало бы здесь вспомнить, что на женщин приходится значительная доля работ по дому, из-за чего они чаще выбирают должности и места работы с гибким графиком или сокращенным рабочим днем. Кроме того, в связи с рождением детей женщины теряют от года до нескольких лет, которые они могли бы потратить на свой карьерный рост. Конечно, есть и ряд других причин. Скажем, женщинам важна комфортная обстановка на работе.

В России, если верить официальной статистике, женщины зарабатывают в среднем на 30–35% меньше мужчин, по этому показателю мы, увы, обгоняем многие развитые страны. Разница в заработках связана прежде всего с неравномерным распределением мужчин и женщин по разным отраслям и профессиям. Но все же большую часть различий экономисты объяснить не могут. К таким выводам пришли в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

По данным Росстата, женщин-работниц значительно больше работников-мужчин в 7 из 18 видов экономической деятельности: торговля, гостиницы и предприятия общественного питания, финансовая и страховая деятельность, образование, здравоохранение и социальные услуги, сфера культуры. Например, 99% дошкольных педагогов в стране – женщины. Вроде бы логично, что женщине естественнее о детях заботиться, чем мужчинам. Но так получается, что «женские» сферы более низкооплачиваемые. В здравоохранении, образовании и сфере услуг зарплаты у женщин ниже средних по экономике на 18–20%.

Можно сказать, что среднее образование – тоже абсолютно женская сфера. А вот в вузах доля сотрудников-женщин заметно ниже – 57,5%, при этом руководящие посты чаще всего занимают мужчины. В научной сфере только 39% исследователей – женщины, при этом половина из них работает в области технических наук. В среднем в экономике РФ женщины составляют менее половины работников – чуть более 48,5%. Если сравнивать с другими странами, особенно с Северной Европой, то там даже в детских садах доля работающих мужчин высока, в старшей школе тем более. В Центральной и Южной Европе эта профессия тоже считается достаточно престижной с точки зрения занятости, пенсионных, социальных льгот. У нас такого нет.

Именно поэтому предлагаемое решение проблемы гендернего неравенства за счет формирования у девочек и женщин интереса к техническим и технологическим специальностям, вовлечения женщин в цифровую экономику представляется интересным и перспективным. Не секрет, что направление STEM (science, technology, engineering and mathematics – естественные науки, технология, инженерия и математика) в качестве будущей специальности выбирают 54% студентов в вузах за рубежом. И хотя на сегодняшний день не так много девушек учится на направлениях, связанных со STEM, ученые уже замечают тенденцию к росту и интересу к этой области со стороны представительниц слабого пола. Кстати, за рубежом направление STEM включает в себя гораздо больше различных дисциплин. В него входят, например, такие специальности, как городское лесоводство, ветеринария, бизнес и многое другое. Список дисциплин регулярно пересматривается и обновляется.

Активное развитие областей STEM в России требует привлечения новых кадров. Однако здесь наблюдается гендерный дисбаланс в сторону мужчин. Ученые НИУ ВШЭ изучили причины, по которым это происходит, и пришли к выводу, что мотивационные ориентиры выбора связаны со способностями к STEM и теми усилиями, которые студенты прилагают для успешной реализации в них. Юноши более уверены в своих способностях, аргументируя это наличием природного таланта и предрасположенности к успешной учебе. Девушкам же необходимо прикладывать дополнительные усилия для достижения успеха и в учебе, и в карьере.

Однако, по мнению социологов из Высшей школы экономики, это зачастую не приводит к ожидаемому результату, и девушки чаще юношей задумываются о смене карьерной траектории после получения STEM-образования. В свою очередь, юноши после выпуска из университета склонны рассчитывать на высокую зарплату и быстрый карьерный рост. Так что легко и быстро эту гендерную задачку решить будет трудно. 


Читайте также


В Мали зашаталась власть

В Мали зашаталась власть

Данила Моисеев

Критиковавшего военных главу правительства отправили в отставку, но не решились преследовать

0
1878
Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Михаил Сергеев

Депутаты просят утвердить дорожную карту решения коммунальных проблем

0
2381
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2586
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
4013

Другие новости