0
7960
Газета Образование Печатная версия

18.01.2023 18:15:00

Рост числа бюджетников в вузах не панацея от неравенства

Качество получаемых знаний стало социально обусловленной привилегией

Тэги: образование, качество, доступность, равенство, социальное положение, бюджетные места


образование, качество, доступность, равенство, социальное положение, бюджетные места Выбор будущей специальности в большей степени определяется социальным происхождением, а не академическими достижениями абитуриента. Фото агентства «Москва»

На лучшие программы ведущих вузов все труднее попасть людям «с улицы», из необеспеченных и малообразованных семей. Они вынуждены получать менее качественное высшее образование или делать вынужденный выбор в пользу среднего профессионального образования (СПО). Такой вывод содержится в аналитическом исследовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики – Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство».

В будущем расслоение общества будет только усиливаться, если не принять меры, считают авторы аналитического материала Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова – сотрудники лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ. Массовизация высшего образования началась еще в СССР, напоминают они. Но окончательно оформилась в 90-е. В эти годы в вузы пришли социальные группы, ранее в них не представленные. Сыграли роль коммерциализация высшего образования, расширение заочного сегмента и многие другие факторы.

Сейчас экспансия высшего образования в России завершилась, обеспеченность местами в вузах стабилизировалось. Однако есть нюанс: расширение участия молодежи в третичном образовании во многом произошло за счет менее престижных, краткосрочных и практикоориентированных программ. (К третичному образованию в России относится среднее профессиональное образование и программы высшего образования в бакалавриате, специалитете и магистратуре, аспирантуре.)

Места в вузах распределились неравномерно, констатируют авторы доклада. И по группам населения, и по университетам, и по регионам. Качество образования с некоторых пор стало социально обусловленной привилегией. И закономерен вопрос: а можно ли как-то конвертировать массовый охват высшим образованием в большее равенство образовательных возможностей? Можно, считают авторы, только это существенно более сложно, чем просто увеличение количества бюджетных мест в вузах.

В постсоветский период Россия заняла лидирующие место в мире по охвату населения третичным образованием. Она уступает немногим странам. Но по охвату именно высшим образованием страна находится на среднем для стран ОЭСР уровне. Ключевую роль в вузовской экспансии сыграл у нас рост коммерческого сегмента высшего образования. Появление частных вузов и платного образования, массовое открытие филиалов в регионах и стремительный рост заочного сегмента привели к беспрецедентному расширению высшего образования. Сформировалась специфическая для постсоветских стран модель, когда платное и бюджетное обучение предоставляется в одних и тех же вузах и зачастую на одних и тех же программах. В России примерно половина студентов полностью оплачивает обучение и половина обучается на местах, полностью оплачиваемых из бюджетных средств.

Относительный охват населения высшим образованием первой ступени (бакалавриат и специалитет) сократился с 35% в 2010 году до 27% в 2016-м и стабилизировался на этом уровне вплоть до настоящего момента. Стабилизация произошла за счет сокращения коммерческого приема. За последнее десятилетие коммерческий сегмент высшего образования сократился: снизилось и число студентов, и количество вузов. За период 2012–2019 годов количество таких университетов сократилось почти в два раза.

А критически важный для социальной мобильности выбор образовательной траектории после 9-го класса в большей степени определяется социальным происхождением, а не академическими достижениями абитуриента. Это способствует социальному и территориальному неравенству в доступности высшего образования, а также несет в долгосрочной перспективе риски снижения качества приема в вузы. Рост относительной стоимости обучения, сокращение сегмента недорогого высшего образования, возможность быстрого выхода на рынок труда и стратегии обходного маневра попадания в вузы – все это переориентирует семьи абитуриентов на среднее профобразование (СПО).

Такой выбор является во многом вынужденным для менее обеспеченных семей. Представители этих групп населения постепенно выталкиваются как из высшего, так и из среднего профессионального образования, замечают авторы исследования. Спрос населения на бесплатное высшее образование не соответствует емкости системы. Социальный разрыв в образовательных притязаниях и возможностях формирует риски субъективно воспринимаемого неравенства.

Концентрация бюджетных мест в крупных университетах, сокращение заочного сегмента, повышение стоимости высшего образования и дефицит финансовой помощи сокращают доступность обучения в вузах для малообеспеченных групп населения. Увеличение количества мест в вузах не привело к уравниванию возможностей получить качественное высшее образование. Обучение в ведущих вузах и получение престижных профессий тоже малодоступно для менее обеспеченных и образованных семей, жителей сельской местности и малых городов.

Есть и межрегиональные различия в охвате высшим образованием. Регионы различаются по обеспеченности бюджетными местами, финансовой доступности платного образования и предложению постбакалаврских программ. Получение высокого качества обучения, как правило, сопряжено с переездом в другой город, что в меньшей степени могут себе позволить малообеспеченные абитуриенты.

Возможно ли конвертировать образовательную экспансию в равенство образовательных возможностей? Авторы дают положительный ответ. И предлагают ряд мер: обеспечение информированного выбора и гибкости образовательных траекторий в третичном образовании, развитие ориентационных программ и индивидуализированного карьерного консультирования для выпускников основной школы, внедрение цифровых инструментов навигации карьерного выбора, субсидирование дополнительной подготовки к поступлению в вузы для семей низкого социально-экономического положения и студентов в первом поколении, повышение качества общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО.

По мнению авторов исследования, должна быть более тесная интеграция между университетским и неуниверситетским секторами третичного образования. Нужны программы прикладного бакалавриата. 


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2035
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3394
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
3999
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
4240

Другие новости