0
8217
Газета Образование Печатная версия

21.12.2022 19:00:00

Вузам предлагают забыть про рейтинги и сосредоточиться на результатах

В перспективе студентов ожидают гибридное обучение и микроквалификация

Тэги: минобрнауки, фальков, высшее образование, рейтинги, гибридное обучение, микроквалификация, учеба, практика


минобрнауки, фальков, высшее образование, рейтинги, гибридное обучение, микроквалификация, учеба, практика Валерий Фальков прогнозирует, что «в будущем частью высшего образования всегда будет блок, связанный с общением удаленно». Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков определил контуры системы высшего образования в РФ. Сейчас идет интенсивное обсуждение ее будущего. Все сводится к тому, что так называемая гибридная модель системы высшего образования сохранится, отметил Фальков. Российское высшее образование будет совмещать элементы очного и дистанционного обучения, заявил глава Минобрнауки.

Гибридное обучение – это когда занятие проходит в специально оборудованном помещении, в котором находится часть учащихся, а другие в это же время подключены к видеотрансляции и участвуют в семинаре удаленно.

«В будущем частью высшего образования будет блок, связанный с общением удаленно. Составным элементом высшего образования будущего всегда будет практическая подготовка, особенно по целому ряду специальностей и направлений, без нее никуда», – уверен Валерий Фальков.

И, судя по социологическим опросам населения, это соответствует запросам большинства. Больше всего в России верят в гибридное обучение и в то, что будущее образования – за программами микроквалификации и совмещением учебы с практикой. По крайней мере таковы результаты исследования влияния мировых трендов на российское образование, проведенного Лабораторией инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с госкорпорацией «Росатом». Такое исследование проводится уже во второй раз.

Тренд на гибридное обучение поддержали 61,8% российских респондентов. Хотя, как отмечают эксперты, он зарождался как вынужденная мера. За время пандемии ковида учителя научились использовать онлайн-инструменты наряду с традиционными уроками в школьных классах и студенческих аудиториях. Многие преподаватели освоили видеосвязь и предлагают теперь свои курсы в гибридном формате.

46,1% опрошенных выделили другой тренд – обучение на программах микроквалификации. Его значимость подчеркивали респонденты из крупных городов. Причем это мировая тенденция. Обучение на этих программах становится способом вхождения взрослых в новую профессию или перехода на новый карьерный уровень.

38,7% респондентов выделили в качестве тренда сочетание обучения с практикой. Его значимость подчеркнула в основном молодежь. При этом эксперты говорят о том, что этот тренд недостаточно поддерживается вузами, а студенты и школьники хотели бы, чтобы практика была оплачиваемой.

Также в числе других значимых тенденций респонденты выделяют получение знаний через соцсети, психологическое просвещение, активное участие родителей в образовании («учет домашней среды»). При этом к некоторым образовательным трендам у экспертов скептическое отношение.

Кроме того, на днях в Министерстве науки и высшего образования РФ заявили, что теперь будут по-новому распределять бюджетные места. Теперь контрольные цифры приема будут утверждаться прямо в год проведения приемной кампании. Ранее цифры приема давали примерно за год. Прежняя схема уже не способна обеспечить оперативное реагирование на изменяющуюся ситуацию в стране и мире и соответственно не способна удовлетворить вновь появившуюся кадровую потребность экономики страны в квалифицированных кадрах.

Очевидно, что касается образовательной политики, то нынешний год принципиально поменял приоритеты и университетов, и в целом отрасли науки и технологический. Теперь про «абстрактные академические достижения, на попадание в рейтинги и наукометрические индексы» лучше забыть. Сегодня «требуется четкая фокусировка на конкретных научно-образовательных результатах».

В итоге на Всероссийском конгрессе по молодежной политике и воспитательной деятельности состоялось обсуждение обновленных принципов воспитательной деятельности в вузах России. Пространство университета для развития потенциала личности предлагается формировать с учетом модели «обучение служением» и «образование через ответственность». Реализация этих принципов «поможет развитию у студентов созидательного мировоззрения и причастного отношения к государству и его истории», – считают эксперты из Минобрнауки РФ. 


Читайте также


Об излишнем правовом регулировании и противоречиях правоприменения

Об излишнем правовом регулировании и противоречиях правоприменения

Государство избыточно глубоко вторгается в частную жизнь граждан

0
1968
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1687
В Берлине началась охота на "Альтернативу для Германии"

В Берлине началась охота на "Альтернативу для Германии"

Олег Никифоров

Правых популистов хотят убрать с политической сцены ФРГ

0
3963
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10113

Другие новости