0
7428
Газета Образование Печатная версия

02.11.2022 18:59:00

Вузы постепенно привыкают к мобилизационным реалиям

Результат трансформации системы высшего образования еще не очевиден

Тэги: высшее образование, трансформация, вузы, иностранные студенты, университеты, идеологический контроль, военная дурналистика

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

высшее образование, трансформация, вузы, иностранные студенты, университеты, идеологический контроль, военная дурналистика Один из обозначившихся трендов отечественной высшей школы – кооперация с азиатскими вузами. Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в Китае. Фото со страницы университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне в «ВКонтакте»

События февраля прошлого года стали толчком для запуска трансформации системы высшего образования и заметных изменений в университетах страны. Усилились наметившиеся ранее тенденции и появились новые, обусловленные текущей ситуацией.

Часть преподавателей из ведущих высших учебных заведений страны, которые и ранее свободно перемещались по миру, поспешили выехать за рубеж. Эта профессура перешла в формат онлайн-преподавания. Кстати, и заметный контингент студентов, особенно в приграничных регионах (Белгородская область, например), тоже занимаются теперь дистанционно. То есть онлайн- и гибридное обучение, ставшие на какое-то время безальтернативными в пандемию COVID-19, теперь опять вернулись в офлайн. Пусть частично, не во всех вузах, но вернулись.

В 2022 году квота правительства России по приему иностранных студентов на бюджетные места в российских вузах была установлена на уровне 23 тыс. человек. Это почти на треть больше, чем годом ранее. И студенты есть. Но изменился контингент иностранных студентов, сегодня это в основном выходцы из стран Азии.

Вузы отреагировали на спецоперацию бурным развитием волонтерского движения. Обучающимся на старших курсах студентам предложено заменить на производстве мобилизованных в рамках спецоперации. Молодежь патрулирует улицы вместе с полицией в приграничных районах. Студенты индустриальных университетов шьют теплую одежду для военных и т.д.

Университеты оперативно внесли изменения в программы. Появился, например, спрос на африканистов. А возрождение уникального инженерного образования подогрело интерес к специалитету (пятилетнему сроку обучения в вузах).

Отказ от участия в Болонском процессе вынудил строить свою собственную систему высшего образования, без оглядки на Запад. Все закрутилось и пошло слишком лихо: вынужденный отказ от участия в мировых рейтингах, сокращение личных контактов академиков, «блок» на публикацию в иностранных научных журналах, отказ от работы с преподавателями, критикующими позицию России.

На наших глазах происходит перестройка многоуровневой системы высшего образования. Конечно, все понимают, что вернуться к традиционной пятилетней программе обучения невозможно, да никто особо и не спешит вернуться к ней. Университеты ратуют за большую свободу в выборе программ. С учетом мировых тенденций все смотрят в направлении «индивидуализации» обучения (студент может сам выбрать курсы и модули для обучения) и гибкости программ. Новые программы появлялись регулярно и ранее. Но сегодня многие из них более точечно соответствуют повестке дня.

Например, в университетах появилась новая специальность – военная журналистика. МГУ им. М.В. Ломоносова добавит в уже существующий курс «Журналист в экстремальных ситуациях» темы, посвященные работе СМИ в условиях вооруженного конфликта и этическим нормам поведения военных корреспондентов. В других университетах ситуация похожая, а где-то открывается специальный набор на специальность «военный журналист».

Возрос спрос и на сугубо военные специальности. В 90-е годы было сокращено или перепрофилировано около 25 военных училищ. Вдобавок немалая часть из них ушла из-под контроля России после развала СССР. Сейчас спрос усилился настолько, что в военных училищах теперь женщин учат летным специальностям.

С нового учебного года на историю России в вузах выделят 144 академических часа вместо нынешних 108. Министерство науки и высшего образования поясняет, что нововведение «позволит противодействовать фальсификации истории в любых ее проявлениях». То есть снова поднимается вопрос воспитательного значения курса истории: он вводится в вузах даже для неисторических специальностей. Цель – освоение студентами базовых научных представлений о прошлом страны. Изучение истории, надеются авторы этой инициативы, будет способствовать «формированию чувства ответственности за свою страну перед прошлыми и будущими поколениями».

Вместе с бакалавриатом и специалитетом новый виток развития ждет и профессионалитет (образовательная программа в колледжах, которая поможет стать высококвалифицированным специалистом). Она ориентировалась на стандарты движения Worldskills. Минпросвещения России с 2023 года предлагает новую концепцию развития Национального чемпионатного движения по профессиональному мастерству для обучающихся по программам среднего профессионального образования, основанную на российских стандартах.

Пока непонятно, будут ли иметь решающее значение для поступления льготы в виде дополнительных баллов, которые выделяют абитуриентам, отслужившим армии. В Госдуму внесен законопроект об учете срочной службы в армии в качестве индивидуального достижения при поступлении в вузы и колледжи.

Кроме просвещения усиливается идеологический контроль в университетах. Первый заместитель главы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к министру науки и высшего образованию Валерию Фалькову с просьбой провести анкетирование в вузах с целью выявления отношения студентов к проведению спецоперации, сообщает агентство РИА Новости. В качестве аргумента для тестирования Лантратова приводит ранее появившиеся сообщения в СМИ «о более 3 тыс. оппозиционно настроенных студентов НИУ ВШЭ, предпринявших попытку шантажа администрации вуза с целью введения дистанционной формы обучения и массового оформления академического отпуска». Как отмечает депутат со ссылкой на публикацию, студенты хотели получить возможность таким образом «покинуть неугодную страну». Лантратова отмечает, что такие опросы могли бы помочь выявить «актуальные политические и социальные настроения в студенческой среде». 


Читайте также


Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10224
Высшее профобразование – за два года

Высшее профобразование – за два года

Елена Герасимова

Университеты начинают апробацию экспериментальных моделей обучения

0
9505
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
8175
Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Елена Герасимова

Инженер в кандидатской степени

0
6673

Другие новости