Педагогов обещают освободить от лишней нагрузки, в частности от выбора учебных материалов. Фото агентства «Москва»
Министерство науки и высшего образования РФ утвердило приказ, согласно которому в высших учебных заведениях страны будет сделан акцент на усиленное изучение истории России. Ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что мнения по истории могут быть разными, однако стандарт учебников по ней должен быть один.
По сообщению пресс-службы Минобрнауки, в образовательные стандарты по всем специальностям и направлениям подготовки уровней бакалавриата и специалитета вносятся изменения: отныне с 1 сентября 2023 года изучение истории во всех вузах становится обязательным. Вводится модуль «История России» в объеме не менее четырех зачетных единиц, или 144 академических часа. При этом на очный формат обучения истории должно отводиться не менее 80% времени. Дистанционное и заочное изучение истории не должно превышать 20% учебного времени.
«Повышенное внимание к изучению истории России в вузах позволит противодействовать фальсификации истории в любых ее проявлениях, формировать у студентов чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти поколений, ответственности за судьбу страны», – подчеркивается в сообщении Минобрнауки. Документ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Также речь об истории шла и во время недавней встречи президента страны с учителями – победителями профессионального конкурса «Учитель года РФ». «Конечно, должен быть единый стандарт. Мы не можем в одних учебниках писать про Сталинградскую битву в одном ключе, а в других – по-другому. Мнения на этот счет могут быть разные, но стандарт должен быть один», – заявил глава государства учителям. Действительно, Сталинградской битве в одном из учебников истории уделено всего несколько предложений. Учебников истории так много, заметил тогда президент, что фальсификатор найдет в них все, чтобы обвинить Россию в любых грехах.
Законопроект о единых учебниках по таким базовым дисциплинам, как математика и русский язык, а также литература и история России, предлагали рассмотреть уже давно. Активные дискуссии ведутся примерно с 2010 года. В результате родилась идея создать один базовый, фундаментальный учебник истории, а все остальные – как дополнение к нему, где опять же четко были бы расставлены приоритеты.
Конечно, замаячивший образ цензуры времен СССР встревожил часть педагогического сообщества. И опять породил бурную череду дискуссий вокруг единого учебника. Все сводилось к тому, что единый учебник не состыкуется со «свободой учителя». Видные ученые стали призывать ведомство «образумиться», потому что работа по созданию «единого учебника» приведет к «дополнительной, не имеющей смысла регламентации работы школьных педагогов».
Конечно, старшее поколение соотечественников помнит еще со школы, что в то время историю в учебной программе делили на две части: мировую и отечественную как часть всемирной истории. Кстати, надо признать, отечественные школьники тех времен были более образованны с исторической точки зрения, чем школьники в других странах. Детям в то время по крайней мере были известны базовые положения по истории других (крупных) стран, и, конечно, они хорошо знали отечественную историю с точки зрения фактологии.
Еще в 1981 году в русском переводе вышла книга французского историка, специалиста по истории Европы XX века и СССР Марка Ферро под интригующим названием «Как рассказывают историю детям в разных странах мира». «Истории каждой страны – это доминанта, запечатленная в коллективной памяти общества», – отмечал Ферро. В книге подробно излагалась история стран, как она давалась в школьных учебниках. Увы, книга, по признанию ее первого русского переводчика, не претендовала на глубокий аналитический труд. Но даже эта легкая «аналитика» эссеистского толка давала понять, что «коллективная память о конкретных исторических фактах сталкивается с этими самыми фактами, и часто реальные события не совпадают с представлениями о них у целых народов».
Итак, как будет выглядеть организация единого образовательного пространства? «Унификация программ и учебников необходима в связи с запросом от родителей и педагогов в регионах», – говорится в сообщении Telegram-канала Минпросвещения РФ. Сейчас разработка образовательных программ осуществляется с учетом утвержденных Министерством просвещения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и примерных основных общеобразовательных программ (ПООП). При этом примерные программы носят лишь рекомендательный характер.
Теперь будет введен «золотой стандарт» образования, который предусматривает основные образовательные программы для всех школ. Федеральные государственные образовательные стандарты и единые государственные образовательные программы будут документами, которые обязательны к исполнению.
То есть программы получат статус нормативных правовых актов. Для их реализации Минпросвещения РФ подготовит единую линейку учебников. Как считают в министерстве, родители смогут быть уверены, что их ребенок получает качественное образование вне зависимости от школы и региона проживания. Также законные представители школьника смогут контролировать соответствие программы федеральным стандартам. В идеале это должно стать прозрачным образовательным процессом. В свою очередь, детям будет легче переходить из одной школы в другую, например, при переезде.
В Минпросвещения утверждают, что педагогов освободят от лишней нагрузки, которая касалась разработки программ и выбора учебных материалов. Учителя также получат качественную учебно-методическую поддержку федерального уровня, а нормативы смогут использовать в качестве ориентиров и критериев своей педагогической деятельности.