На уроке постоянно требуется, чтобы ребенок удерживал в уме большой объем информации, которую надо записать в тетради. Фото Александра Дроздова/PhotoXPress.ru
Если ребенок забывает, что хотел сказать, что-то постоянно теряет, имеет низкую успеваемость, смотрит мультики, не улавливая их содержания – все это признаки возможного нарушения рабочей памяти. Родителям и учителям важно знать об этом. Эта проблема стала предметом лекции академика Российской академии образования Сергея Малых в лектории РАО.
Академик Малых напоминает, что обычно говорят о трех видах памяти: сенсорной, рабочей и долговременной. Две первые – очень короткие. Долговременная не ограничена сроком.
Способность быстро обрабатывать информацию – жизненно важный навык. Особенно сегодня. Особенно для тех, кто учится. И здесь немалую роль играет рабочая память. Дело в том, что рабочая память – это когнитивная система с ограниченной способностью, которая отвечает за временное хранение информации, доступной для обработки. Ребенок просто не сможет учиться, если он не способен запоминать материал.
Емкость рабочей памяти зависит от категории элементов информации, а также от их особенностей. К примеру, считается, что цифры лучше запоминаются, чем буквы, а короткие слова легче запомнить, чем длинные. Осваивать навыки и обучаться тяжело именно по той причине, что рабочая память характеризуется небольшой емкостью. Она имеет ограничения в количестве элементов информации, которые можно одновременно держать в уме.
Рабочая память играет решающее значение для занятий в школе, напоминает ученый. В классе используют рабочую память для запоминания инструкций, слов иностранного языка, для выполнения задач на понимание прочитанного. Когда учащегося просят сделать самое простое – достать учебник и открыть его на нужной странице, ему уже приходится задействовать при этом свою рабочую память. Если ребенку надо сложить цифры, он прибавляет и удерживает в уме промежуточное число.
Долговременная память – это своеобразная библиотека знаний, которые ученик накопил в течение какого-то отрезка времени (таблица умножения, например). А вот рабочая память подобна библиотекарю, который извлекает знания с «библиотечной полки», когда они потребуются.
Сергей Малых привел примеры исследований, доказывающих, что самый значительный рост рабочей памяти происходит в детстве. Затем – более пологий рост объема рабочей памяти, примерно до 30 лет.
Зная возможности рабочей памяти каждого конкретного школьника, можно предсказать его оценки в будущем. Малых приводит в пример исследования детей пяти-шести лет, подтверждающие это. Люди с хорошей рабочей памятью лучше овладеют учебой. Жаль, что она не у всех одинаково хорошая. Кстати, почему? Здесь большую роль играют генетические факторы.
Сергей Малых предлагает учитывать рабочую память при обучении в классе. Ведь многие виды деятельности на уроке значительным бременем ложатся на этот вид памяти. На уроке постоянно требуется, чтобы ребенок удерживал в уме большой объем информации, которую надо записать, перевести в письменную форму, изложить в тетради. Это как раз тот вид деятельности, с которой дети с плохой рабочей памятью не справляются. Потому что они потеряли из рабочей памяти важную информацию, необходимую им для выполнения этих действий. У детей с плохой рабочей памятью возникают проблемы при выполнении инструкций, где требуется последовательность действий – одного за другим.
Учителя отмечают, что ребенок невнимателен, а он просто забыл, что нужно делать. Как правило, дети с плохой рабочей памятью увиливают от занятий в классе. Редко дают ответы добровольно. Забывают тексты сообщений и инструкций. Педагоги считают, что у них нет концентрации внимания. А между тем все дело в индивидуальных особенностях рабочей памяти.
Как понять, есть ли у ребенка проблемы с рабочей памятью? Сбои в этой когнитивной системе часто проявляются в следующем. Например, забывание нескольких слов в предложении или забывание нескольких предложений. Забывание только части или всей инструкции. Пропуск букв и слов в предложении. Отказ от выполнения задания.
Для того чтобы снизить нагрузку на рабочую память, нужно повторять информацию по мере необходимости. Сергей Малых советует разбивать текст на более мелкие фрагменты. Упрощать языковые структуры вербального материала. Реструктуризировать многоэтапные задачи в отдельные независимые шаги. Использовать внешние конструкции, помогающие ребенку запоминать (диктофоны, карточки и т.д.).
А самое главное – взрослый должен помогать ребенку запрашивать информацию, когда это ребенку необходимо.