Учиться онлайн, возможно, даже более перспективно в плане дальнейшего карьерного роста. Фото РИА Новости
Почти 93% выпускников вузов признали, что онлайн-образование помогло им достичь своих карьерных целей. Таковы выводы нового исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Неужели можно выстроить карьеру без получения высшего образования?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом выпустил очередной краткий статистический сборник серии «Образование в цифрах». Впервые в сборнике представлены сведения о трудоустройстве выпускников 2016–2020 годов выпуска, получивших среднее профессиональное и высшее образование.
Как показали результаты обследования выпускников, в течение года после окончания обучения успешнее всего трудоустраиваются выпускники, получившие высшее образование по программам подготовки кадров высшей квалификации (86,4%), специалитета, магистратуры (85,3%). С дипломом бакалавра найти работу чуть труднее, среди них трудоустроенных – 79,5%. У выпускников со средним профессиональным образованием дело тоже обстоит неплохо: в первый год после получения диплома трудоустраиваются 81,2% специалистов среднего звена и 76,5% квалифицированных рабочих и служащих. Но по полученной профессии (специальности) трудоустраиваются 71,9% выпускников с высшим образованием и только 61,4% специалистов среднего звена, 57,2% квалифицированных рабочих и служащих.
Также каждый четвертый выпускник, нашедший первую работу по полученной специальности, в первый год работы проходил дообучение (переобучение). Вот, собственно, здесь и начинается самое интересное – дообучение или переобучение. Формула успеха проста: все-таки высшее образование плюс дообучение чисто практическим навыкам.
Отметим, возможность выстроить вполне приличную карьеру без высшего образования – набирающий силу тренд на Западе. Например, по данным University of the Potomac (США, Вашингтон), 70% студентов и преподавателей сходятся во мнении, что онлайн-образование ничем не уступает привычному. А кто-то и вовсе не видит смысла тратить четыре года на посещение вуза. Зачем, если есть курсы, дающие специализированные знания?
Сегодня на одной работе никто надолго не задерживается. И никто не знает, какие знания потребуются дальше. Спецкурсы как раз дают это право «на ошибку». В любой момент можно переучиться на другую специальность. Лишь бы было время и желание.
Кстати, образовательная компания «Нетология» провела опрос среди 4,5 тыс. человек по всей России. Респондентов спросили, как они провели минувшее лето. И оказалось, что около 60% потратили три летних месяца на учебу. Многие из опрошенных осваивали летом новую профессию. По данным «Нетологии», еще 50% получали навыки для текущей работы. Кроме этого, респонденты учились психологии и занимались саморазвитием (32%), творчеством и хобби (28%). Также россияне обучались ведению личных финансов (19%), бизнеса (18%). Процесс обучения занимал в среднем не менее пяти часов в неделю.
В том же НИУ ВШЭ провели независимое исследование оценки эффективности онлайн-образования. Согласно результатам, 93% опрошенных считают, что онлайн-образование помогло им реализовать поставленную карьерную цель; 84% из числа нашедших работу устроились по специальности, которую изучали на образовательной платформе. При этом 85% из числа трудоустроившихся по найму нашли работу в течение трех месяцев после завершения курсов, а 55% достигли этого еще в процессе обучения. Заработная плата у выпускников, нашедших работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 38% за полгода после завершения обучения.
По данным опроса, выяснилось, что основная цель обучения россиян на цифровых образовательных платформах − найти работу в новой профессии. Хотя 13% начали обучение, чтобы улучшить навыки для работы на фрилансе; 7% планировали найти другую работу, оставаясь в текущей профессии.
При оценке карьерных изменений, которые произошли с выпускниками после обучения, было выявлено, что 74% анкетируемых стали чувствовать себя увереннее, выполняя рабочие обязанности. У 78% прибавилось интересных обязанностей, задач и проектов. 67% отметили, что используют на работе знания и навыки, полученные в процессе обучения, а также ощущают себя частью сообщества людей из профессии, которую они осваивали.
Увеличение доходов выпускников происходило вне зависимости от пола, возраста и профиля высшего образования. Различия определялись тем, какой образовательный трек проходили учащиеся на платформе, а также местом жительства опрошенных. Наибольший прирост был выявлен среди респондентов, проживающих не в столичных городах. При этом прирост дохода у выпускников без высшего образования значительно выше по сравнению с теми, у кого оно есть (76% против 33%). То же касается и имевших ранее опыт работы в IT (70% против 35%). n