0
5536
Газета Образование Печатная версия

31.08.2022 18:58:00

Что мешает развитию памяти у детей

Психологи все чаще отмечают тревожность и депрессии у подростков

Тэги: уроки, смартфоны, школьники, критическое мышление, практические навыки, память, депрессия, психология


уроки, смартфоны, школьники, критическое мышление, практические навыки, память, депрессия, психология Идея запретить использование смартфонов на уроках в школах теперь оформлена приказом Министерства просвещения РФ. Фото РИА Новости

Школа лучше всего развивает у детей память, а хуже всего – критическое мышление и практические навыки. Это данные опросов родителей московских школьников, которые провел портал SuperJob. Основной причиной такого положения дел чаще всего признается тотальное, неконтролируемое использование школьниками в учебном процессе мобильных устройств – смартфонов и планшетов. Ситуация, видимо, действительно стала настолько угрожающей, что с начала нового учебного года в российских школах введен запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Об этом в среду, 31 августа, заявили в Минпросе РФ.

Респондентов портала SuperJob просили оценить по пятибалльной шкале, насколько современное российское школьное образование развивает у детей память, внимание, воображение, практические умения и критическое мышление. Выше всего и москвичи, и петербуржцы оценили усилия школы по развитию памяти (на 3,3/3,4 балла в начальной школе и на 3 балла в старших классах). Хуже всего, по мнению опрошенных, дела обстоят с развитием практических умений, особенно в старших классах, – 2,6 балла.

Если школа и старается развивать память детей, то сами родители порой развитию этого когнитивного навыка вообще не уделяют внимания. И причина – в родительской занятости и излишней доверчивости гаджетам. Не случайно помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, выступая на московском педсовете, предложил провести эксперимент по запрету использования смартфонов в школах. По словам Мединского, проблема заключается в отвлечении детей и подростков от учебного процесса, когда урок становится «неприятным отрывом от очень интересной игры» в смартфоне. «Давайте вот эти смартфоны на уроках уберем – в шкафчики какие-нибудь. Зашел ученик в школу, в «локере» оставил смартфон, родители спокойны», – приводит слова Мединского Интерфакс.

Министерство просвещения РФ отреагировало оперативно. С начала нового учебного года в российских школах введен запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Об этом в среду, 31 августа, заявили в Минпросе РФ.

«Люди сегодня все чаще полагаются не на собственную память, а на компьютерную. Зачем утруждать себя запоминанием, если информация в любое время находится у тебя под рукой! И если нет мотивации запоминания, то нет и самого запоминания», – отметила в беседе с «НГ» доктор биологических наук, физиолог Марьяна Безруких. Эта ситуация самым негативным образом сказывается на подрастающем поколении.

Еще на заре нынешнего массового компьютерного психоза, в 2009 году, ученые из Стэнфорда установили, что все, кто привык работать в многозадачном режиме (одновременно говорить по телефону, смотреть сериал, общаться в чате, читать новости), не смогли пройти простой тест на умение сосредоточиться на решении одной-единственной, но реальной задачи.

Психологи обращают внимание, что могут возникнуть и эмоциональные проблемы, которые в будущем способны спровоцировать хроническую тревожность и депрессию.

В Южной Корее, например, где население начало массово использовать персональные гаджеты намного раньше, чем у нас, ученые и врачи-психологи отмечают у молодежи тревожные симптомы: проблемы с памятью, низкий уровень самоконтроля, расстройство внимания, угнетенность или, наоборот, всплески немотивированной агрессии.

Сегодня в мире стремительно растет вовлеченность детей в использование цифровых устройств. В России собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3–6 лет, а более половины маленьких граждан до 12 лет имеют возможность использовать гаджет родителей и смотреть телевизор. 88% малышей используют планшет для игр, 34% – для просмотра мультфильмов и фотографий, 10% пользуются образовательными программами.

Но чрезмерное увлечение гаджетами может плохо сказаться на умственных способностях. Появившиеся в последние годы научные исследования выявили напрямую связь между количеством времени, проведенным с компьютерами, планшетами и смартфонами, и изменениями в мозге. И самая уязвимая категория из детей в этом плане – подростки.

Согласно данным проекта ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development), инициированного Национальными институтами здравоохранения США, чрезмерное увлечение гаджетами приводит к преждевременному истончению префронтальной коры головного мозга, связанной с вниманием, когнитивной деятельностью и моторикой. В ходе исследования ученые, работавшие над проектом, проанализировали снимки мозга 4500 тыс. детей 9–10 лет, их успеваемость и количество времени, которое они проводят в интернете или за видеоиграми. У тех, кто сидел перед монитором компьютера, с планшетом или смартфоном не менее семи часов в день, размеры префронтальной коры оказались меньше ожидаемой. Кроме того, у них были хуже результаты в тестах на сообразительность и развитие речи.

Конечно, эти данные еще будут проверять на большой выборке, но первые звоночки уже прозвучали.

Что касается неразвитого критического мышления, то в Минпросвещения РФ объявили развитие его чуть ли не самой главной задачей нового учебного года. «Нет никакого офлайн- и онлайн-пространств – это уже давно для молодых людей единое поле, в котором нам надо работать. Здесь очень важно развивать критическое мышление школьников с самого раннего возраста», – считает первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. 


Читайте также


Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда подводит память

Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда подводит память

Наталия Григорьева

В новом фильме Мишеля Франко одни не помнят ничего, другие – слишком многое

0
3480
Математика гольфа. Какие знания нужны современному школьнику

Математика гольфа. Какие знания нужны современному школьнику

Игорь Аглицкий

0
1920
Ничего личного, только стихи

Ничего личного, только стихи

Юлия Кагарлицкая

Вино из Кишинева, скромный Мариничев и аукцион «Сотбис»

0
1464
Лучше плакать на приеме у психотерапевта, чем смеяться у психиатра

Лучше плакать на приеме у психотерапевта, чем смеяться у психиатра

Ирина Осинцова

Написать список своих достижений в 30 пунктов оказалось нелегкой задачей

0
6660

Другие новости