Во время произнесения многозначных чисел дети чаще ошибаются, чем при их написании. Фото PhotoXPress.ru |
По мнению специалиста по детской одаренности, члена-корреспондента Российской академии образования Александра Савенкова, современные дети растут совершенно в других условиях, играют не в те игры, в которые играли их родители (не говоря уже – бабушки и дедушки), значительная часть жизни их происходит в виртуальной среде. Но все-таки стопроцентных оснований говорить, что они какие-то другие, у нас нет. Выявленные классиками отечественной педагогики и психологии закономерности по-прежнему актуальны, и современные исследования разворачиваются на их базе.
Кстати, если ученые прошлого больше времени уделяли подросткам, то сегодня акцент в исследованиях сменился на дошкольников. Преобладает мнение, что успешное развитие личности школьника, его когнитивное, социальное развитие в значительной степени зависят от уровня образования родителей и квалификации учителей.
«В обществе, – отмечает Александр Савенков, – сформировалось убеждение, что чем младше ребенок, тем выше должна быть квалификация его педагога. Конечно, раньше такого не было. Считали, что образованием дошкольника может заниматься и не очень образованный человек. От педагога требовалось только, чтобы он был аккуратным, добрым, любил детей и т.д. А теперь требования другие, от педагогов дошкольного обучения требуют более высокую квалификацию».
Сегодня уже довольно много детей-дошкольников, умеющих складывать в уме трехзначные числа. Причем это не какие-то особенно способные дети, а самые обычные. Существуют специальные методики, обучающие детей такому счету. Например, так называемая ментальная арифметика, которой увлечены сегодня родители в РФ. Хотя это увлечение критикуют даже известные психологи, утверждая, что дети детям рознь. И психологическое развитие у всех разное,
Между тем надо заметить, что ментальную арифметику придумали… около 5 тыс. лет назад. Методикой пользовались в Древней Греции, Индии и Риме, чтобы научить детей считать. В ее основе – умение вычислять на древних счетах (абак). В 1993 году к ментальной арифметике снова вернулись. Сегодня ее используют в 50 странах мира. В Японии и Китае она стала частью школьной программы.
Согласно японской методике, детей учат считать на специальных счетах, которые называются «соробан». А когда навык закрепится, ученики начинают представлять счеты в своем воображении и считать уже на воображаемых счетах.
Принятая в России программа дошкольного образования знакомит детей с числами от 0 до 20. При этом большинство детсадовцев в пять лет неплохо ориентируются и в трехзначных числах, с которыми они сталкиваются – на ценниках в магазине, на автомобильных номерах. Исследование, проведенное психологами из МГУ, подтвердило, что необходимо изучать трехзначные числа уже в дошкольном возрасте – так дети лучше будут понимать разрядный состав числа.
Завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Веракса отмечает, что понимание разрядного состава чисел позднее поможет детям легко справляться с арифметическими действиями с двузначными числами. Это поможет им успешно освоить школьную программу по математике и по другим предметам.
Тут же, на сайте МГУ, сообщается об исследовании американских ученых. Они провели качественный анализ решенных дошкольниками заданий с трехзначными цифрами и распределили по категориям допущенные детьми ошибки. Исследование показывает, что встречаются ошибки двух типов: синтаксические (связаны с составом числа: ребенок называет цифры по порядку их написания, 21 как «два» и «один») и лексические (не связаны с составом числа, замена названия одной цифры названием другой: 23 читалось как «двадцать пять»). В итоге ученые установили: дети читают числа с возрастом лучше главным образом из-за более редких синтаксических ошибок. При этом девочки ошибались чаще мальчиков.
По словам доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарьи Бухаленковой, задачи на чтение и идентификацию чисел наиболее диагностичные. Во время чтения многозначных чисел дети чаще ошибаются, чем при их написании. Ученые это связали с особенностями русского языка. В нем есть подсказки о разрядном составе числа: «триСТА пятьДЕСЯТ один». В написанных числах нет лингвистической подсказки о числовом составе – поэтому читать их сложнее, чем их писать. Таким образом, необходимо учитывать не только правильность выполнения детьми заданий на письмо и чтение чисел, но и их ошибки, как и важность применения речевых подсказок, чтобы развить у ребят понимание разрядной структуры числа.
Благодаря исследованию ученые выяснили, что лучший прогностический параметр способности детей понимать структуру многоразрядных чисел – частота синтаксических ошибок, которые допускались при чтении чисел. Этот показатель – более значимый фактор по сравнению с частотой лексических ошибок и общей успешностью выполнения задания. Ученые полагают, что анализ синтаксических ошибок позволит выявлять дошкольников, которым нужна помощь в развитии понимания разрядной структуры числа.