Агрессивное поведение школьников – это не только непристойные шутки и оскорбления. Фото Сергея Куликова/PhotoXPress.ru
Только чуть больше четверти россиян (27%) высказались за введение психологического тестирования школьников для выявления потенциальных преступников, склонных к моральному и физическому насилию над соучениками. А 41% опрошенных не согласились с этим. Таковы данные опроса аналитического центра университета «Синергия».
Половина из тех, кто поддерживает психологическое тестирование подростков, считают, что оно позволяет снизить уровень насилия в школе. 19% верит в то, что это позволит снизить уровень преступности в целом по стране. И 11% полагают, что благодаря такому нововведению в школах улучшится психологический климат, а это, в свою очередь, благотворно скажется на образовательном процессе.
А вот 37% из тех, кто высказался против, считают, что такое тестирование сведется к пустой формальности, и еще почти столько же (35%) – что с помощью тестов нельзя выявить склонность к насилию у подростков, зато ошибки в тестировании могут навредить детской психике. 13% указали, что борьбой с преступностью и профилактикой правонарушений должны заниматься не психологи, а сотрудники правоохранительных органов.
Также участники опроса назвали симптомы, которые, по их мнению, могут свидетельствовать о склонности подростков к насилию: частые драки (82%), оскорбления и угрозы в чужой адрес, в том числе в Сети (69%), употребление алкоголя и наркотиков (54%), слабая успеваемость (37%) и отчужденность от коллектива (25%).
Феномен буллинга описан в ХХ веке австрийским этологом, нобелевским лауреатом Конрадом Лоренцом. Само слово «буллинг» (bullуing) произошло от слов «буйвол», «самец», «бык» (bull). Ученый занялся исследованием необъяснимого факта: внутри одного подвида происходит сознательное уничтожение собратьев. Причем это все случается не в стаях хищников – в стадах травоядных.
В человеческом обществе буллинг может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения. Распространение слухов и сплетен – это тоже буллинг, так же как и словесная травля, бойкот и тому подобное.
По данным официальной статистики, каждый третий школьник сталкивался с темой травли. Жертвой может стать абсолютно любой ребенок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Но чаще это дети, чем-то отличающиеся от других: отличники или двоечники, любимчики учителей или, наоборот, отстающие, представители других национальностей, инвалиды или дети, имеющие физические особенности. Также подвергаются агрессии физически слабые подростки, дети с низкой самооценкой или излишней скромностью, а также слишком избалованные дети.
В буллерах, как правило, те дети, которые сами испытали на себе агрессию со стороны взрослых. Через травлю других они выплескивают накопившиеся ярость, обиду и злость. Выявить агрессора не всегда просто. Психологи считают, что в некоторых случаях даже необходимы психологические тесты.
Перед началом нового учебного года среди прочих советов психологи обращают внимание родителей и учеников на профилактику буллинга. Причем сегодня некоторые эксперты отмечают, что он характерен не только для подростков, но и младших школьников и даже для детского сада.
Родителям советуют в случае подозрения на буллинг реагировать незамедлительно. Решать данную проблему надо комплексно: совместно с учителем, родителями, детьми и администрацией школы. Ответственность за буллинг в школе должен взять на себя учитель, потому что именно под его контролем находится класс.
Проблема буллинга международная. Из недавних зарубежных новостей на эту тему можно заметить: Кэтрин Миддлтон, герцогиня Кембриджская, сменила школу для детей. Официально перемены объясняются переездом герцогов Кембриджских в Виндзор. Но зарубежные таблоиды отмечают, что учебное заведение, которое выбрала королевская чета, отдельно декларирует борьбу с буллингом.
Победить буллинг, считают психологи, помогает профилактика. В некоторых школах ее начали проводить заранее. Сотрудники некоторых московских школ, например, пригласили своих учеников поучаствовать в серии вебинаров, посвященных подготовке детей к новому году в образовательном учреждении. На вебинаре «В школу без стресса» специалисты рассказали об основных факторах беспокойства у ребенка. Также родители узнали важные отличия буллинга и других видов конфликтов.
Родителям психологи советуют оставаться спокойными в случае конфликтной ситуации и предлагают поговорить с классом, учителем, родителями и в первую очередь с буллером. Установить реальные причины такого отношения к их ребенку. Если необходимо – обратиться в полицию, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), психологам. Смена класса или школы, напоминают психологи, не решает сути проблемы.