В новых Федеральных государственных стандартах упор делается на практическое применение знаний уже с первых классов. Фото агентства «Москва»
1 сентября 2022 года вступают в силу поправки в закон «Об образовании в РФ», предусматривающие ряд нововведений. Некоторые из них уже прошли через бурные дебаты – «зачем» и «почему». Кто-то ждет их с опаской, кто-то со скепсисом, но они будут.
И первое изменение нового учебного года – возвращение линеек с поднятием государственного флага. В Минпросвещения РФ разработали стандарт церемонии. Для поднятия флага в школе появится знаменная группа – знаменосец и сопровождающие. Будет ли при этом барабанная дробь и как будет чеканить шаг знаменная группа – прерогатива школы.
Продолжится внедрение новых Федеральных государственных стандартов (ФГОС) нового поколения. Напомним, что упор в них делается на практическое применение знаний. Поэтому уже в младших классах могут появиться уроки финансовой грамотности и нечто им подобное. По некоторым дисциплинам начиная с 7-го класса могут быть введены базовый и углубленный уровни обучения. Например, на русском языке – 39 часов на базовом уровне, а на углубленном – 117. На математике на базовом – 156 часов, а на углубленном – 234. И так далее.
С 7-го же класса начинается деление по профилям. Направлений пять: гуманитарное, универсальное, технологическое, естественно-научное, социально-экономическое. Столько их должна предлагать школа детям, но на практике ограничиваются двумя или одним профилем.
В зависимости от выбранного направления будет не только отличаться уровень сложности профильных дисциплин, но и сам набор изучаемых предметов. При этом вне зависимости от пяти- или шестидневной учебной недели максимальная учебная загруженность не может быть выше 37 академических часов. А в каком объеме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Перечень таков: к основным предметам старшей школы, которые обязательно должны быть в сетке часов, относятся: история, математика, иностранный язык, физическая культура, русский язык и литература, основы безопасности жизнедеятельности.
И совсем не обязательно, что положенные в определенном количестве дисциплины добавляются в виде привычных школьных уроков. Помимо шести обязательных дисциплин могут добавиться 5–8 других предметов. В их числе могут быть и вполне традиционные: химия, физика, биология, астрономия, информатика, общество и право, мировая художественная литература. Иногда изучают вполне редкие дисциплины: дизайн, этикет, риторика, экономика, психология, веб-верстка, политология и социология, основы практической медицины.
В настоящее время чиновники ратуют за единый подход к образованию. Но вопрос – на уровне дискуссии, причем самой горячей. Кого-то пугает наличие в школах 70 учебников по русскому языку и 16 разрешенных учебников математики. Кого-то вполне устраивает. Многие опасаются, вдруг учебники сократят до одного-единственного.
В наступающем учебном году всероссийские проверочные работы (ВПР) в обязательном порядке будут писать ученики 7-х и 8-х классов, причем с учетом профиля – базового или углубленного. Для каждой школы выбор заданий пройдет случайным образом. Это, полагают в министерстве, исключит списывание ВПР школьниками, живущими в Центральной России, у сверстников с Дальнего Востока.
Ученики, которые не сдали ОГЭ, смогут либо остаться на второй год в 9-м классе, либо готовиться к переэкзаменовке самостоятельно. При втором варианте потребуется согласие родителей, а в исключительных случаях – заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Учебный предмет «История» появится уже в первом классе. Вернее, исторический компонент в начальной школе будет усилен на уроках «Окружающий мир» и «Основы религии и светской этики». В некоторых регионах страны ученики начальной школы смогут посещать уроки по искусственному интеллекту. Они начнутся в 3-м классе, а закончатся в 11-м.
Истории будет больше и в старшей школе. Там появится курс «Россия – моя история». Предполагается, что он станет частью блока «Россия в мире». Также с 1 сентября в школах появятся киноуроки, на которых ученики будут смотреть и обсуждать художественные и документальные фильмы. К просмотру кинолент подошли основательно: к каждой ленте создается методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел содержания.
Изменится и формат классных часов. Их назвали «Разговоры о важном». Министерство просвещения предлагает подходить к ним неформально: делать дискуссии по итогам просмотренного фильма, приглашать спикеров со стороны и экспертов.
Ну и, наконец, самое интересное: продленки в школах будут организованы по единому стандарту. При этом школам предоставили право самостоятельно принимать решение об открытии группы продленного дня с учетом мнения родителей. Суть единого подхода в том, что теперь во всех группах должны не только присматривать за школьниками, но и организовывать физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия, готовить домашнее задание.