0
6305
Газета Образование Печатная версия

10.08.2022 16:34:00

Как мы с сыном поступали в институт

Приемная кампания в вуз глазами и нервами мамы

Тэги: вуз, приемная кампания, абитуриент, мама, документы, бюрократия, вступительные экзамены


вуз, приемная кампания, абитуриент, мама, документы, бюрократия, вступительные экзамены Первая сложность была в том, что почти все вузы требуют при подаче документов заполнить множество совсем не виртуальных бумажек. Фото РИА Новости

Вот и закончилась эпопея под названием «поступление в вуз». Можно успокоиться, выдохнуть с облегчением, оглянуться назад... «Кем ты хочешь стать?» – вопрошала я 16-летнего сына в 9-м классе. Он не знал. Не знал и в 10-м. К сожалению, и в 11-м никакой ясности не появилось. Но тут уже пришлось что-то решать, во всяком случае, хотя бы определиться с экзаменами, которые будет сдавать.

Выбранные экзамены (плюс к обязательным математике и русскому языку) способны были поставить в тупик кого угодно: география, информатика и литература. Чем руководствуется человек, выбирая такую комбинацию? Оказалось, географию – просто «по приколу», литературу – учителю нервы пощекотать, от нее сын впоследствии отказался, и лишь информатика – с прицелом на будущую профессию.

Возможности и способности сына я оценивала весьма критически, изначально отбросив вузы с проходным баллом выше 220. Эти цифры казались труднодосягаемыми.

«Может быть, нанять репетитора?» – несколько раз спрашивала я. Сын категорически отказывался. Самоуверенности ему было не занимать. Несколько занятий по информатике с приятелем, а остальное – всё сам!

Тем временем я изучала правила приема. Подать документы можно было в пять вузов. А у меня на примете – 12. Попытки выяснить предпочтения сына ни к чему не привели. «Да мне все равно», – был ответ. После долгих и мучительных раздумий количество вузов сократилось до девяти.

Тем временем сын озаботился возможностью получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения, а именно – сдать нормы ГТО. В марте были пройдены первые испытания, а 1 апреля сын попал в больницу с травмой руки. Казалось, на ГТО можно поставить крест. Забегая вперед, скажу, что все-таки сдать удалось, но нервов это отняло немало.

И вот – ЕГЭ. Шокирующие 40 баллов за математику. Апелляция. Итоговые 46 баллов. И с такими результатами мы собираемся в институт?! На бюджет?! И снова пристальное изучение вузов, теперь уже исходя из реальных баллов ЕГЭ, не выше 190. И оказывается, все не так плохо и не так страшно, шансы есть.

Пять вузов сын выбирал сам. Создал личные кабинеты, загрузил документы и... уехал в стройотряд. Все самое интересное снова досталось мне. Я еще подумала: как хорошо, что все можно сделать дистанционно, не надо никуда ездить. Очень скоро мнение мое изменилось.

Первая сложность при подаче документов была в том, что почти все вузы (за единственным исключением) требуют при подаче документов заполнить множество совсем не виртуальных бумажек. Собственно, само заявление на участие в конкурсе, согласие на обработку персональных данных, согласие на передачу персональных данных... Документы нужно скачать, распечатать, подписать, отсканировать, отправить. Целый ворох макулатуры!

Сначала я смотрела на это как на неизбежное зло, но потом выяснилось, что в одном из институтов ничего подобного не требуется, все делается автоматически, и даже подпись не нужна. И почему, интересно, нельзя было так сделать везде?

Ладно, этот этап прошли. Следующей проблемой стало отсутствие личного кабинета в одном из вузов. На вопрос, заданный по телефону, девушка ответить не смогла. Обратились в техслужбу – там тоже не помогли. На следующий день, снова по телефону, приемная комиссия внесла нас в списки вручную, а документы пришлось отправлять по электронной почте. Личный кабинет так и не заработал. Когда нам понадобилось внести изменения в заявление, пришлось ехать в вуз.

А вот в другом университете непосредственно перед публикацией конкурсных списков перестал работать сайт. Совсем. Работники приемной комиссии, в которую нам опять-таки пришлось приехать лично, сидели с глазами, полными ужаса, и повторяли: «Мы не представляем, что делать, если оно не заработает!!!» Оно не заработало ни через день, ни через два. На третий день я позвонила в комиссию. Усталым голосом мальчик на телефоне произнес заученную фразу: «Вы можете сами починить наш сайт. Поставьте в адресной строке буквы www перед названием вуза». Попробовали. Получилось.

Следующей сложностью, с которой пришлось столкнуться, стала попытка получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения. Достижений у сына хватало (если бы он еще и экзамены хорошо сдал – цены бы ему не было!), но заветные 10 баллов появились далеко не везде.

Особой проблемой стал золотой значок ГТО. Так сложились обстоятельства, что последние нормы сдал он только в мае, а приказ Минспорта о награждении золотым значком был подписан 30 апреля. Когда следующий – неизвестно. Приказы о награждении появляются примерно раз в квартал. Успел бы сдать все в апреле – попал бы в приказ от 30-го. Не успел – досдавал какие-то дисциплины в мае, значит, попадаешь в следующий приказ. Хорошо, что он был 4 июля. Мог бы и 24-го, тогда бы все вообще коту под хвост. Но все сложилось удачно. Однако приказ – это еще не значок и не удостоверение, номер которого требуется при поступлении. А значок обещают лишь к октябрю. Понимая ситуацию, многие вузы принимают просто выписку из приказа о награждении.

Не имея четкого представления о том, что это за выписка, мы сделали копию страницы с номером приказа и копию страницы с именем сына. Три из пяти вузов были вполне удовлетворены. Еще в двух категорически заявили: «Не то. Нужна выписка». Это было сказано за три дня до окончания приема документов. Что за выписка? Где ее взять? Сын написал в Министерство спорта, ни на что уже не надеясь. Каково же было удивление, когда на следующий же день он получил ответ на запрос!

Итак, выписка есть. Отправили ее в вузы. Позвонили на всякий случай, чтобы уточнить, пришел ли документ? И вдруг слышим в ответ: «Не то. Нужна СПРАВКА о награждении золотым значком». Я в недоумении: «Вы же два дня назад сказали, что нужна ВЫПИСКА, а теперь СПРАВКА!» Уточнили, разобрались, добавили баллы.

В другом вузе удалось точно так же отстоять две важные грамоты, которые изначально не засчитали. Пришлось пристально изучить список олимпиад и конкурсов почти на 100 страницах, но мы нашли свои заслуги, и с нами согласились.

А вот волонтерскую работу, которой сын активно занимался в последний год, в одном из институтов учитывать отказались. Это было бы обидно, если бы свои 10 баллов сын не набрал другими достижениями. В волонтерской книжке были проставлены отработанные часы, их вполне достаточно, но... Оказалось, что учитываются лишь часы, отработанные до 26 апреля. А в нашей книжке стояла запись: «С сентября по май». Не засчитали.

И вот, наконец, все документы поданы, все организационные вопросы решены. Начался самый, на мой взгляд, ответственный период: следить за конкурсными списками, изучать, сравнивать, оценивать шансы. Но вышло, что оценивать нечего, следить практически не за чем, изменения в списках незначительны. Сын смотрел на меня, снисходительно усмехаясь: «Ну чего ты носишься с этими списками? До 1 августа можно вообще в них не заглядывать». И он оказался прав. Только 1-го начали происходить какие-то движения.

Надо сказать, следить за 32 конкурсными ситуациями (а именно столько их у нас оказалось) сложно. Списки, графики, таблицы, диаграммы заполнили весь стол. Я-то думала, что постепенно мы будем съезжать за пределы бюджетных мест, и какие-то направления можно будет уже не отслеживать. Но к утру 2 августа мы все еще проходили на все выбранные специальности. И сыну пришлось сделать выбор.

Во второй половине дня 2 августа мы вошли в красивое, величественное здание выбранного вуза с аттестатом в руках. Увиденное впечатлило: огромный зал приемной комиссии, 18 столиков, электронная очередь, повсюду растерянные абитуриенты и их родители. Мы взяли электронный талончик и ожидали своей очереди больше часа. Рисковать или не рисковать, вот в чем вопрос? На данный момент сын проходит везде, в том числе на предпочтительную информатику. Но что будет завтра, в последний день? И когда подошла его очередь, все-таки не рискнул. Лучше синица в руках. И сын снова оказался прав.

На следующий день все направления информатики начали заполняться с невероятной скоростью. На нашем же выбранном направлении все было как будто благополучно. Но без волнений не обошлось. Прием согласий заканчивался в 18 часов, и примерно в 16.30 сын «гулял» в районе института, чтобы если что, успеть перекинуть согласие на другое направление... Но это была перестраховка.

В 18.00 сын был 58-м из 114. Правда, изменения в конкурсных списках продолжались. К 21 часу – 64-й. К утру следующего дня – 65-й. Впрочем, все это было уже не важно. Сын – студент! Мы поступили! Не побоюсь этого слова: МЫ! 


Читайте также


У слабослышащих нет коммуникации со ФСИН

У слабослышащих нет коммуникации со ФСИН

Екатерина Трифонова

Сотрудники тюрем и колоний произвольно толкуют правила внутреннего распорядка

0
1632
Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Алексей Казаков

Секретный эксперимент состоялся в 1986 году

0
2816
Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
2603
Учить или заниматься исследованиями

Учить или заниматься исследованиями

Елена Герасимова

Элитные и элитарные вузы – это близкие понятия, но не одно и то же

0
5534

Другие новости