Одним из наиболее популярных методов воспитания в семье сегодня становится ограничение «общения» детей с гаджетами. Фото Unsplash
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о том, какие методы воспитания используют россияне. В целом общество стало более гуманным в вопросах обращения с подрастающим поколением.
Если взглянуть на историю воспитания детей, то она может ужаснуть современного человека. Скажем, в архаическом обществе детоубийство (инфантицид) – широко распространенная практика. Ребенок не считался человеком инициации. В ходе этого кровавого обряда не все дети, кстати, выживали.
В античные времена стали популярней жестокие наказания. Ребенок по-прежнему считался собственностью родителей. Известно высказывание древнегреческого философа Аристиппа, что мужчина может делать со своими детьми все, что ему заблагорассудится, ибо «разве мы не сплевываем лишнюю слюну или не отшвыриваем вошь, как нечто ненужное и чужеродное?». Убивали почти всех незаконнорожденных и большой процент законных детей. Причем девочек – гораздо чаще, чем мальчиков. Посейдипп, древнегреческий поэт, писал, что «даже богатые люди почти всегда бросают дочь». (Бросают – значит, выбрасывают на помойку, а не передают в руки бабушек и дедушек.)
Распространенной была практика, когда детей воспитывали другие люди, не родители. Сначала – кормилицы, а потом детей давали в услужение, в заложники, в монастыри или просто на воспитание в другие семьи. На Руси практика передачи детей в чужие руки называлась у знати «кормильством», у простых людей – «кумовством». Порка детей как воспитательный элемент пережила расцвет в период христианства и просуществовала очень долго. Даже известные гуманисты и педагоги – и те одобряли физическое наказание детей.
К началу ХХ века ведущие европейские государства уже определились, что бить детей – нехорошо… Но определиться – это еще не значит, что надо выполнять. Сегодня мы переживаем новые времена, рождающие новое отношение к ребенку.
Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители, – выдвинули тезис исследователи из ВЦИОМа. Причем самым важным фактором, влияющим на отношение родителей к своим чадам, назвали «изменение информационного пространства, которое окружает и наполняет новыми смыслами и нормами отношений жизнь современных детей и их родителей». И опросы подтвердили правильность этой гипотезы. Хотя и с нюансами.
Опросы ВЦИОМа показали, что, несмотря на все изменения, основным методом воспитания остаются нравоучения и наставления. Так воспитывали 62% наших сограждан их родители, и три четверти современных родителей также придерживаются этого метода (76%). Этот подход можно назвать универсальным, в детстве с ним столкнулись россияне из самых разных демографических групп, реже – жители села (52%) и россияне старшего возраста (55%).
Ставили в угол провинившихся 30% родителей в прошлом. Сегодня это практикуют только 19%. Телесные наказания в детстве познали 20% нынешних родителей. Таким методом чаще воспитывали мужчин (23–29%), чем женщин (19–14%). Сегодня – только 13%.
В меньшей степени россияне в своем детстве сталкивались с лишением карманных денег – 11%. Не практиковали это раньше! Но вот молодые родители 18–34 лет вспоминают об этом чаще (21–18%).
Особое внимание нравоучениям сегодня уделяют родители 45–59 лет (81%), те, у кого есть высшее образование (85%) и столичные родители (83%). На втором месте – методы ограничительного характера: ограничение просмотра гаджетов, телевизора, лишение прогулок – 31% среди тех, у кого есть дети. Актуальность ограничительных мер выше у родителей несовершеннолетних детей (47%), родителей с высшим образованием (40%) и хорошим материальным положением (35%). Популярность таких мер сегодня легко объясняется разнообразием и доступностью детского контента и гаджетов. Если раньше о собственном телевизоре дети могли только мечтать, то сегодня смартфон или планшет есть у многих детей с раннего детства.
В целом воспитательные модели становятся более гуманными, демократическими, приходит понимание, что насильственные приемы не позволяют установить доверительных отношений с ребенком. Несмотря на это, межпоколенческие практики передачи опыта воспитания детей внутри семьи остаются достаточно прочными. Если в детстве человек сталкивался с тем или иным методом воспитания, то он с большей вероятностью будет использовать его по отношению к своим детям.