За год из инженера юриста не сделают. Хотя педагога из выпускника классического университета – вполне. Фото агентства «Москва»
Министр высшего образования и науки России Валерий Фальков заявил, что обновленную систему образования на смену Болонской в стране могут запустить уже в следующем учебном году. «Если наши предложения будут приняты, то, конечно, это со следующего учебного года», – пояснил Фальков.
Основные контуры этой системы в минувший вторник раскрыл ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий:
– в точных науках в большинстве случаев будет введен специалитет;
– полного отказа от бакалавриата не будет, его сохранят там, где это целесообразно;
– аспирантура станет научной, а не учебной;
– после специалитета разрешат поступать в магистратуру.
Последний пункт представляется наиболее интересным и дискуссионным одновременно. Минобрнауки предлагает сократить обучение в магистратуре по ряду специальностей до одного года. «Это большая потребность работодателей по ряду инженерных магистратур, по ряду магистратур в области информационных технологий – сократить нормативные сроки обучения. Потому что сегодня все-таки два года (обучения в магистратуре. – «НГ») – это зачастую много. Один год вполне достаточно. Но он необходим иной раз для того, чтобы специалист стал более высокого класса либо более высоким было качество образования», – пояснил министр.
По мнению Валерия Фалькова, вторая ступень обучения часто дублирует первую, и студенты тратят время на то, что они уже и так изучали в бакалавриате. Учитывая, что в данном случае бакалавриат плюс магистратура равняется по времени специалитету, мысль представляется интересной.
Учитывая, что после завершения обучения в вузе многие молодые люди заводят семью и откладывают учебу в магистратуре до лучших времен, одногодичный срок вполне мог бы сделать вторую ступень обучения вполне конкурентоспособной. Но при условии, что магистратура для непрофильных направлений уйдет из образовательного пространства. О ее возможном запрете в июне заявлял публично Валерий Фальков. За год из инженера юриста не сделают. Хотя педагога из выпускника классического университета – вполне. И многие школы были бы за это очень благодарны чиновникам.
Так что есть над чем подумать.
Очень просто этот вопрос решается на Западе. Там время учебы в вузе привязано к числу кредитных единиц. Зачетная единица (кредит) – это универсальная единица измерения объема образовательной программы. Она показывает, сколько времени должен потратить среднестатистический студент, чтобы освоить предложенный ему университетской программой материал. Занятия могут быть более интенсивными или менее интенсивными. И срок обучения меняется в зависимости от этого. По стандартам Европейской системы образования, полная программа магистратуры должна составлять не меньше 90–120 ECTS (кредитов). В большинстве европейских университетов стандартная продолжительность учебы в магистратуре составляет два года. Например, в Германии, за исключением частных вузов. В магистратурах Италии, Польши, США и Канады больше одного года. В Великобритании в таких вузах, как Кембрижский и Оксфордский университеты, магистерские программы (при очной форме обучения) и вовсе рассчитаны на девять месяцев.
Не очень радостной новость о годичной магистратуре станет для тех, кто старается избежать армии. В 22 года они обычно получали диплом бакалавра и подавали документы на обучение в магистратуре. Спустя два года магистратуры, в 24 года, отправлялись на три года в аспирантуру и оканчивали ее в 27 лет, достигнув нижней границы призывного возраста. Сегодня эта схема может разрушиться.
Год назад три Национальных исследовательских университета – МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ – провели опросы студентов. И выяснили, что почти 80% из них после бакалавриата намерены пойти учиться дальше, и в основном потому, что квалификации бакалавра для выбранной ими профессии явно недостаточно. Причем треть намерены поменять профиль деятельности. Еще 17,6% после магистратуры планируют идти в аспиранты. Почему хотят сменить профиль? Даже не столько потому, что выбрали вуз не по душе и разочаровались в будущей профессии. Дело в том, что на рынке труда появляются специальности, о которых мы ранее даже не подозревали.
И тут возможны новые коллизии. Например, такие.
Новые специальности – профиль которых определить сложно, потому что они на стыке разных профессий, – будут считаться магистратурой по профилю или нет? И по какому профилю, если программа объединяет несколько профилей сразу? И в чем сложность овладеть гуманитарными знаниями технарю за год?