Гибкий график, соответствие работы мировоззрению и возможность создавать что-то новое – все это становится основными приоритетами для выпускников вузов. Фото с сайта www.msu.ru
Согласно отчету Минобрнауки РФ, в список самых востребованных направлений у абитуриентов в этом году попали IT-специальности и традиционные – «Экономика», «Менеджмент» и «Юриспруденция». Однако опыт показывает, что через четыре-пять лет почти 40% выпускников не будут работать по полученной в вузе специальности. Причем об этом они знали, еще учась в вузе.
В этом году заявления на сдачу ЕГЭ подавали свыше 697 тыс. 11-классников. Экзамен по математике профильного уровня выбрали более 337 тыс., базового уровня – почти 352 тыс. учеников. А вот физику сдавали меньше учеников, чем в прошлые годы. В Рособрнадзоре отметили снижение интереса не только к физике, а еще к химии и географии. Самыми популярными учебными предметами по выбору стало обществознание (45%). В этом году информатика и ИКТ стали популярнее, чем физика, их выбрали более 17% участников ЕГЭ. Но это тоже мало…
Можно напомнить, что в СССР выпускные экзамены по естественно-научным предметам сдавали все. А сегодня учителя зачастую и плохо учат, и еще отговаривают сдавать – чтобы не портили статистику. Поэтому многие выпускники в СССР рисковали. Сдавали и даже шли поступать с троечными результатами в институты. И если они попадали, им приходилось потрудиться уже в вузе. Вузовские преподаватели исправляли брак школы. В итоге промышленность кадрами была обеспечена.
Сегодня сайт для поиска работы HeadHunter приводит данные своего анкетирования. Примерно 40% респондентов не работают по той профессии, которую получили в высшей школе. Среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю 61%, а более 20% уверены, что уйдут в другую отрасль. То есть, поступая и обучаясь в университете, значительная часть студентов даже не планирует работать по выбранному направлению. Зачем тогда идут учиться именно на эти специальности?
Росстат в прошлом году провел исследование, чтобы выяснить, сколько выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности. Таковых было более 30%. Из тех, кто все-таки начал карьеру по профессии, – врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). То есть в основном представители тех сфер, в которых есть строгие требования к образованию.
Причины, по которой выбирают работу не по профилю, естественно, разные. Но на первом месте – низкий уровень доходов в выбранной отрасли и отсутствие карьерных перспектив. Студенты отмечают также, что причиной стало то, что факультет выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место. Что вуз был выбором родителей, а не самого студента. То есть вуз примерно 40% студентов выбирают как продолжение образования, неважно какого.
Сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анита Поплавская провела исследование ценностных установок современных студентов. Анализ строился на данных онлайн-опроса, проведенного весной 2020 года. В топ-5 ценностей ожидаемо вошла высокая зарплата (63% ответов). А затем – личная заинтересованность в работе (61%). Потом, с отрывом, – надежность работы, ее соответствие знаниям и умениям студента и перспективы карьерного роста. Вслед за ними отметили дружный коллектив. И достаточно новый компонент – гибкий график, опции мобильности, соответствие работы мировоззрению и возможность создавать что-то новое.
Для девушек, отмечает Поплавская, важно еще и общение на работе. Остальные коллективистские трудовые ценности вопреки гипотезе менее значимы для них, чем для юношей. Инициатива для студенток тоже не приоритет – в отличие от надежности работы. В отношении гибкого графика работы результаты у девушек тоже оказались интересными. Считается, что женщины ориентированы на частичную занятость и гибкий режим. Исследование этого не подтвердило.
Играет свою роль и тыл. Студенты, не отделившиеся от родителей, меньше ориентируются на карьерный рост, высокую зарплату и надежность работы. Скорее всего из-за своей финансовой защищенности. А вот те, кто вполне оперился и ведет более или менее самостоятельную жизнь или живет в общежитии, выделяют особо либо общественную пользу труда, либо смену обстановки. Вероятно, многое зависит от особенностей общения со сверстниками.
Чем старше студенты, тем менее значимы для них саморазвитие и восприятие работы как общественного блага. С возрастом выше котируется надежность позиции.
Будущие инженеры больше ориентированы на индивидуалистические внутренние ценности (саморазвитие). Но они чаще выступают и за интерес к работе. Гуманитарии больше, чем инженеры, готовы работать на пользу общества. Студенты естественно-научных программ голосуют за трудовую мобильность. Успешные российские студенты активнее выбирают надежную работу с определенным графиком и карьерными перспективами.