При поступлении в магистратуру по профилю «Экономика», зачастую преимуществом пользуются абитуриенты с базовым техническим образованием. Фото агентства «Москва»
В конце июля Министерство науки и высшего образования РФ подготовило проект постановления об изменениях в процедуру присуждения научных степеней. Проект соответствующего постановления правительства РФ подготовлен с учетом рекомендаций Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России.
Основные предлагаемые изменения в процедуру следующие:
– публикация в научных изданиях, индексируемых в международных базах, не будет обязательной при подготовке диссертации на соискание докторской степени в виде научного доклада;
– соискателю докторской степени по докладу будет достаточно иметь статьи в рецензируемых научных изданиях, определяемых ВАК;
– Минобрнауки РФ утвердит специальный перечень изданий, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в которых претендент на получение ученой степени имеет право размещать публикации.
В связи с этим хотелось бы напомнить, что 27 июня 2022 года состоялись большие парламентские слушания о будущем российского высшего образования на фоне выхода из Болонского процесса. В ходе этих слушаний также часто звучал вопрос: какими должны быть магистратура и аспирантура?
Большинство спикеров и сам докладчик – министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков – обратили внимание и на сложившуюся, по их мнению, пагубную практику поступления в магистратуру после любого даже непрофильного бакалавриата. Это приводит к выпуску специалистов, некомпетентных в обоих форматах обучения.
Надо отметить, что такой позиции придерживаются не только официальные лица образовательного ведомства и целый ряд ректоров университетов, но и определенная часть профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Наиболее ярко синтезировала эту точку зрения профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Валентина Громыко в сборнике воспоминаний «Плехановка на рубеже веков: события и люди». По мнению профессора, «…магистратура, по предположению, должна дать углубленные и фундаментальные знания и подготовить будущих ученых-теоретиков. Однако эта задача не может быть выполнена, поскольку в магистратуру имеют право поступать люди без базового образования по специальности. То есть магистром-экономистом может стать бакалавр – химик, физик, лингвист и медик.
Эта пагубная тенденция продолжается и в аспирантуре. Давно пора запретить защищать диссертации людям, не имеющим базового образования по искомой специальности. Ну не может и не должен становиться кандидатом и тем более доктором экономических наук человек, не имеющий экономического образования, обладатель диплома по радиотехнике, педагогике, философии, электронике и т.п.».
Прежде чем проанализировать подобные ситуации и делать соответствующие выводы, приведу на этот счет мнение известных ученых, функционеров школьного и высшего образования. Размышляя о будущем российского образования, заслуженный учитель Российской академии образования Евгений Ямбург рассуждает: «Поступил человек на исследовательский факультет МГУ и за четыре года стал бакалавром по химии. Но его опять же заинтересовал менеджмент в науке, управление. Должен вам сказать, что сегодня не отдельные личности – изобретают ноу-хау команды, и, как правило, эти команды междисциплинарные. Например, астрофизика биоинженерия, биоинформатика и т.д. И поэтому не менее почетно организовать команду, чем быть исследователем-одиночкой».
А вот мнение одного из гуру высшего образования, председателя ВАК, научного руководителя РУДН Владимира Филиппова: «Во многих развитых странах мира считается моветоном, когда человек имеет высшее образование в бакалавриате и магистратуре по одному и тому же направлению подготовки. Правда, это не относится к случаям, когда человек идет в науку по таким профилям обучения, как математика, физика, химия, история и т.д.».
Заметим, что в России, как и за рубежом, науку после магистратуры выбирают, как правило, не более 1–2% обучающихся.
Что касается магистров экономики, те из них, кто видит себя в науке, могут выбрать исследовательскую программу, а кто планирует искать работу – стандартный вариант. При этом для практико-ориентированных магистров не имеет принципиального значения базовое образование.
Во многих вузах при поступлении в магистратуру, в том числе по профилю «Экономика», зачастую преимуществом пользуются абитуриенты, имеющие базовое техническое образование. И это вполне объяснимо: базовое техническое образование более чем другое развивает абстрактное и креативное мышление. А это помогает стать глубоким аналитиком (самая важная составляющая любого специалиста, в том числе исследователя, в сегодняшней системе кадровой политики работодателей).
Можно привести пример Российской экономической школы (РЭШ), чьи выпускники профиля «Магистр экономики» (со знанием математических методов и иностранного языка) очень востребованы как у российских, так и у зарубежных работодателей. А с другой стороны, они пользуются преференциями при поступлении в аспирантуру, в том числе престижных зарубежных университетов для получения степени PhD. При этом в числе слушателей программ «Магистр экономики» преобладают отечественные выпускники МГУ (физико-математический профиль), МФТИ, МИФИ, МИСИС, Бауманки и ведущих зарубежных вузов.
Что касается кандидатских и докторских диссертаций экономического профиля, то их соискателями, на мой взгляд, могут быть и специалисты (научные работники), не имеющие базового экономического образования (или соответствующего профиля кандидатской диссертации).
Сочетание универсальных знаний и компетенций в области экономики, философии, юриспруденции, в том числе технических и естественных наук, было присуще многим видным русским экономистам, особенно в конце XIX и начале ХХ века. Можно привести целый ряд примеров из советской и постсоветской эпохи.
Дмитрий Иванович Менделеев, великий русский химик, был также выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России.
Сергей Николаевич Булгаков – выдающийся философ, экономист и правовед. В 1894 году окончил юридический факультет Московского университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков стал преподавателем политической экономии в Императорском московском техническом училище. С 1906 по 1918 год – профессор Московского коммерческого института – «прародителя» РЭУ им. Г.В. Плеханова. К области политэкономии в тесном смысле относятся его работы, представляющие интерес и для сегодняшнего времени: «О рынках при капиталистическом производстве», «Капитализм и земледелие», «Что такое трудовая ценность», «Классическая школа и историческое направление в политической экономии».
Леонид Витальевич Канторович – доктор физико-математических наук, лауреат Нобелевской премии в области экономики. В 1958 году избран членом-корреспондентом АН СССР (экономика и статистика, а в 1961 году – академиком АН СССР (математика), был членом ученого совета по экономическому профилю МИНХ им. Г.В. Плеханова.
Есть еще много примеров «непрофильности» выдающихся ученых-экономистов. Но даже один пример С.Н. Булгакова, сочетавшего в себе философа и экономиста, в определенной степени подчеркивает спорность утверждений В.В. Громыко о том, что обладатели диплома философа не могут и не должны «становиться кандидатами и тем более докторами экономических наук».
Все зависит от биографической составляющей производственной или научной деятельности соискателя и выбранной темы диссертации, в которой могут разрабатываться новейшие теоретико-методологические вопросы либо решаться крупные народно-хозяйственные проблемы.