0
6166
Газета Образование Печатная версия

27.07.2022 18:46:00

Принимать ли в университет детсадовца

Академики советуют решить вопрос о пороговом поступлении в вузы

Тэги: госполитика, высшее образование, вуз, пороговый возраст, возрастные ограничения


госполитика, высшее образование, вуз, пороговый возраст, возрастные ограничения Семья Тепляковых по-прежнему выбирает ускоренное образование для своих детей. Кадр из видео телеканала «Россия 1»

«Российским законодательством не установлены возрастные ограничения для людей, желающих получить высшее образование. Это отвечает одному из основных принципов реализации государственной политики в сфере образования – обеспечение права каждого человека на образование и недопустимость дискриминации», – заявили в Минобрнауки РФ. Известный физиолог, доктор биологических наук и академик РАО Марьяна Безруких считает, что пороговый возраст для поступления в университет все-таки установить нужно. Об этом она сказала в комментарии «НГ».

Несколько дней назад ректор университета «Синергия» Артем Васильев предложил ввести возрастной ценз для абитуриентов вузов. Он считает, что высшее образование следует получать с 15 лет.

Руководитель «Синергии» предложил ввести соответствующие изменения в федеральный закон об образовании после того, как Евгений Тепляков (отец девочки, которая в восемь лет сдала ЕГЭ и поступила на факультет психологии в МГУ имени М.В. Ломоносова) подал документы на дочь и ее брата Хеймдалля в университет «Синергия». Детей решено перевести по причинам финансового порядка: обучение в «Синергии» стоит дешевле, чем в МГУ.

Ректор Васильев решился обратиться со своей инициативой в Министерство высшего образования и науки, профильные комитеты Госдумы и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, чтобы обрести в их лице союзников для разрешения столь деликатного вопроса. По закону, с одной стороны, он не имеет права отказать претендующим на обучение в вузе. С другой стороны, также сложно обойти закон, предписывающий прохождение студентами практики в компаниях: работодатели не могут принимать в качестве стажеров детей младше 14 лет.

Но это, возможно, совсем не главная причина… Вопрос о возрастном цензе мог бы и не возникнуть вовсе, если бы не было скандалов вокруг семьи Тепляковых. В прошлом году Алиса Теплякова поступила на психологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Учеба в университете не задалась. Маленькая девочка не сумела влиться во взрослый коллектив и не смогла справиться с программой обучения. Теперь вышел наружу скандал отца девочки с руководством «Синергии». Вуз намеревается подать в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации на Евгения Теплякова. Руководство университета считает, что отец вундеркиндов распространяет ложные сведения насчет приема его дочери и сына в учебное заведение.

В «Синергии» Алиса, как сообщает пресс-служба университета, собралась изучать пять образовательных программ (психологии среди них нет), а Хеймдалль – четыре. Их отец планирует, что дети будут осваивать все образовательные программы одновременно.

«Я понимаю опасения ректора университета «Синергия», – заявила «НГ» Марьяна Безруких, – он знает об опыте обучения этого ребенка в МГУ имени М.В. Ломоносова. И я не понимаю позицию, которую заняло Минобрнауки РФ».

По мнению ученого, у нас есть пороговый возраст для поступления в школу – 6,5 года. Тогда почему нет его для поступления в вуз? «Если возникают ситуации, когда маленький ребенок формально может поступить в вуз хоть в пять лет, давайте подумаем над этим! – говорит Марьяна Безруких. – Может быть, необходимо в таких уникальных случаях создание экспертной комиссии, которая способна решить вопрос о возможности ребенка выдержать в полной мере нагрузки и требования обучения в университете, способность сдавать экзамены, проходить практику, писать курсовые и т.п. Есть много исследований, доказывающих сложность физической и психологической адаптации в вузе даже студентов 16–17 лет. И есть такой важный момент, как допуск к информации, не соответствующей возрастным особенностям ребенка. Мы же маркируем игрушки, игры, книги. Есть возрастные критерии допуска к информации. Получается нарушение этого принципа, если ребенка 9–10 лет (как в случае с Алисой) допускают к изучению пороков человеческой психики в рамках изучения курса психопатологии».

Папа Алисы Тепляковой, по мнению нашей собеседницы, пытается, видимо, повторить эксперимент родителей с юным Уильямом Сайдисом, жившим в начале XX века. «Но тот мальчик действительно был гением – он к 10 годам знал в совершенстве восемь языков и читал лекции по высшей математике, – замечает Марьяна Безруких, – Однако учеба в Гарварде с 10 лет не сделала его ни успешным, ни счастливым. Папа, кстати, в той семье тоже был психологом. Причем признанным специалистом в США. В нынешней ситуации с Алисой и ее братом я ничего не могу сказать ни про развитие ребенка, ни про их таланты. Смогли ли они, кстати, овладеть школьной программой в полном объеме? И я не очень понимаю школу, которая выдает аттестат ребенку, который не мог физически успеть выполнить всю программу обучения. Интересно, как фиксировалось и оценивалось выполнение индивидуального плана обучения? А он должен быть. Есть ли письменные результаты ВПР, ОГЭ и т.д.? Это закрытая ситуация. Мы о ней очень мало знаем. Поэтому сложно давать комментарии и по ситуации, и по ребенку, которого я не видела. Талантлива ли эта девочка? Может ли она освоить программу университета без негативных последствий для физического и психического здоровья – вопрос, на который нет ответа. Но ребенок, который поступает в вуз, должен обладать большим адаптивным ресурсом. В девять лет такого ресурса – ни физиологического, ни когнитивного, ни психологического – у ребенка нет. То, что происходит сейчас, никакая не стимуляция развития, а безжалостный, жесткий и бессмысленный эксперимент. Неадекватные требования к ребенку, напряжение, стрессы и т.д. – все это может привести к серьезным негативным последствиям. И очень не хотелось бы! Жаль этого ребенка, жаль родителей ребенка. Хочу надеяться, что они не до конца понимают, что делают. Поэтому я считаю, что решать вопрос о пороговом возрасте поступления в вузы необходимо». 


Читайте также


Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
2071
"Академический сговор" все-таки существует

"Академический сговор" все-таки существует

Наталья Савицкая

Работодатели уже не могут слепо доверять дипломам выпускников вузов

0
4154
Учить или заниматься исследованиями

Учить или заниматься исследованиями

Елена Герасимова

Элитные и элитарные вузы – это близкие понятия, но не одно и то же

0
5512
Как рыбной отрасли удержаться на плаву

Как рыбной отрасли удержаться на плаву

Валентин Балашов

Уже пять лет уверенно растет импорт даров моря

0
3995

Другие новости