Минобрнауки намерено поднять исторические дисциплины на новый мировоззренческий уровень. Фото с сайта www.hist.msu.ru
Новый историко-культурный стандарт появится в высшей школе совсем скоро. В марте была создана новая структура – Экспертный совет по развитию исторического образования при Минобрнауки РФ. Среди задач этого органа – популяризация исторического знания и противодействие попыткам фальсификации российской истории. Именно в рамках новой структуры обсуждаются пути усовершенствования исторического образования в университетах.
Примерно девять лет назад рабочая группа Российского исторического общества под руководством сопредседателя – академика РАН Александра Чубарьяна разработала «Историко-культурный стандарт для школ». Это некий минимум исторических фактов, событий, явлений и их интерпретации.
Примерно такой же «минимум» готовится сейчас для высшей школы на базе Института российской истории РАН. Он будет готов к концу лета, а дальше пойдут общественные и профессиональные его обсуждения. В этом, собственно, и состоит новизна того, что обсуждали недавно на конференции в пресс-центре «Россия сегодня».
Кстати, девять лет назад о том, что в России разрабатывается единая концепция истории, на основе которой будет подготовлен учебник для школы, согласно данным ВЦИОМа, знали только 46% россиян, и в основном – поверхностно. 52% впервые услышали об этом только в ходе опроса ВЦИОМа. Но поддержали инициативу тогда 58% опрошенных. Сторонников идеи оказалось больше и среди тех, кто интересуется историей (65%).
Ситуация с Концепцией вызвала тогда большой резонанс в обществе и среди политиков. Ряд представителей власти выступили с громкими заявлениями, что в современной школе слабеет мировоззренческий, духовный, воспитательный заряд исторических дисциплин.
Сегодняшнюю Концепцию программы преподавания истории Отечества высшей школе представил председатель правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «Отечественная история» Константин Могилевский. При этом он заметил, что «новых решений не принимается, история по-прежнему остается в стандартах, но уточняются объем, формат и содержание этой дисциплины». Сейчас, по его мнению, в стандартах объема нет. Минимальный объем, который может быть реализован в вузах, – это две зачетные единицы (72 часа). В проекте, который был внесен министерством на общественное обсуждение, – четыре зачетные единицы (144 часа). Говоря про формат, Константин Могилевский обратил внимание, что предлагают увеличить время именно контактной работы со студентами.
Так как вузы являются автономными образовательными организациями, то они вправе сами определять, какую часть времени уделить контактной работе, какую – самостоятельной. И университеты, отметил Могилевский, часто стараются перевести историю на самостоятельное обучение студентами.
Причем сворачивание программ обучения истории в вузах касается, как оказалось, не только непрофильных специальностей. По мнению академика Чубарьяна, «есть тенденция в ряде исторических вузов, где вообще свертывается историческое образование». Очень много, по его словам, прошло за последние несколько лет слияний одних факультетов с другими, причем часто, когда происходил этот процесс, убирали названия исторических факультетов. Чубарьян призвал в связи с этим улучшить преподавание и на профильных факультетах.
«Мы каждый год проводили встречу с заведующими кафедры деканов исторических факультетов в вузах России. У них есть дефицит осведомленности о некоторых проблемах теории, методологии истории. Поэтому мы должны предусмотреть работу с историческими факультетами, приготовить для них некоторые дополнительные пособия, в частности касающиеся современных подходов к теории и методологии исторического знания», – заметил он.
Приведет ли новая Концепция к тому, что студенты лучше будут знать историю, – покажет время. Но то, что они как минимум будут иметь больше времени на то, чтобы с ней ознакомиться, это уж точно. Кроме того, помимо истории России студентам предполагают дать основные вехи мировой истории. «Это не должно занимать большое место в общем курсе, но некоторые основные сведения по мировой истории должны войти в тот перечень проблем, которые мы рекомендуем для преподавания», – отметил академик Чубарьян.