Все больше ребят после 11-го класса продолжают образование в техникумах. Фото агентства «Москва»
Сегодня поступить в техникум не считается зазорным даже для хорошо успевающих выпускников школ. Хотя ситуация довольно странная: есть все шансы поступить в университет – а абитуриент идет в техникум. Почему? В этом разбирались социологи национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» опубликована статья социологов НИУ ВШЭ «Вместо университета – в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?»
Авторы материала отмечают, что с середины 2010-х годов все больше выпускников 11-х классов подают заявления в колледжи на фоне стагнирующего приема в вузы. (Тем не менее напомним, что в техникумы после 11-го класса поступают всего лишь 20% абитуриентов.) Причем после девятого класса сюда приходят выходцы из семей с невысоким социально-экономическим статусом. Родители таких детей не имеют зачастую высшего образования. А колледж здесь выступает скорее «институтом взросления», обеспечивающим ускоренный выход своих выпускников во взрослую жизнь.
После 11-го класса картина иная. Сюда поступают выходцы из самых разных семей, в том числе и обеспеченных. У многих эта ситуация вынужденная. Они рассматривают СПО (среднее профессиональное образование)как трамплин для поступления в вузы. Это зачастую «срединный» контингент, со средней успеваемостью. И здесь техникум выступает в качестве заведения, обеспечивающего прирост «человеческого капитала», считают исследователи.
На выбор образовательной траектории студентов колледжей повлияло сочетание разных факторов. С одной стороны, выбор в пользу СПО оказался вынужденным шагом для 11-классников в условиях снижения доступа к высшему образованию.
С другой стороны, изменения случились в самой системе СПО. Там стали готовить веб-дизайнеров, маркетологов, SMM-менеджеров, специалистов по рекламе и других интересных специалистов. И колледж здесь уже начинает выступать альтернативой вузу, «каналом более быстрого и менее затратного овладения монетизируемыми профессиональными навыками», отмечают авторы исследования. И еще рост интереса к СПО для этой категории граждан можно по-прежнему интерпретировать как вынужденно отложенное решение о получении диплома вуза.
Опросив поступивших вчерашних 11-классников, социологи ВШЭ сделали вывод, что решение пойти в СПО способствовало не только и не столько неудачная сдача ЕГЭ, не позволившая поступить в вуз, сколько низкая осознанность и отсутствие стратегии поступления. К стратегии можно отнести раннее профессиональное самоопределение, изучение рынка образовательных программ, профильную подготовку к ЕГЭ. Ничего этого у поступивших в СПО не было. Они фактически не выбирали, а всего лишь рассматривали один-два варианта специальностей или вузов и делали выбор в последний момент, исходя из «удобных» предметов для сдачи ЕГЭ. Многие совершали тактические ошибки при планировании поступления – например, неверно рассчитывали время, необходимое на подготовку. Начинали заниматься подготовкой к ЕГЭ уже на последних этапах обучения в школе. В условиях ужесточения конкуренции за места в вузах такая «беспечность» стала для них роковой.
Как они чувствуют себя в стенах техникумов, встретившись лицом к лицу с одноклассниками, которые пришли сюда раньше на два года? Они же сторонились их, еще учась в школе. Что чувствуют они сейчас, находясь в их среде, считают ли себя белыми воронами?
Социологи отмечают, что там, где сервисные, креативные специальности, «мягкие» профессии и где реальным критерием отбора являются конкретные профессиональные навыки, разница нивелируется.
Что касается перспектив, то не исключено, что эта тенденция приема в СПО после 11-го класса будет только расти. И флагманами этого движения станут специальности в области информационных технологий и цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда уже сейчас бурно растет. Абитуриенты будут скорее всего и дальше реагировать на рыночные сигналы и поступать в колледжи в расчете на получение быстро монетизируемых навыков с меньшими временными и финансовыми затратами.