Юный гений обязательно должен вращаться в кругу ценителей его таланта. Фото агентства «Москва»
О том, где рождаются таланты и какими специфическими чертами характера они отмечены, обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с доктором педагогических наук, доктором психологических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Александром САВЕНКОВЫМ.
– Александр Ильич, сегодня существует множество госпрограмм работы с талантливой молодежью. А еще больше программ по выявлению одаренных детей. И немало разговоров о несовершенстве данных процедур. Критика в основном направлена на то, что набирают в спецшколы для одаренных исключительно подготовленных. В общем, отбор идет не по способностям детей, а по кошельку их родителей. Мой вопрос: а можно ли вообще отличить способного ребенка от обычного, пусть и лучше подготовленного? И сможет ли обычный человек (не специалист) увидеть действительную одаренность ребенка?
– Начну с того, что каждый ребенок, как справедливо утверждают биологи, – это новый эксперимент, затеянный природой. Но при всем индивидуальном своеобразии проявлений одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей и выдающихся взрослых. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, обнаруживается довольно много таких особенностей, которые часто проявляются в мышлении и поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми. Ценность их в том, что они могут быть замечены не только практическими психологами, но также педагогами и родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их нормальных сверстников. Знание о них всегда считались необходимыми для адекватного построения социально-воспитательной практики и образовательного процесса.
Выявить закономерности, чем отличаются талантливые дети от остальных, пытались разные ученые. В истории культуры даже зафиксирована попытка создания специальной науки для изучения особенностей выдающихся людей. Она называется «Историометрика». В 1909 году Фредерик Вудз предложил такой специальный метод исследования выдающихся людей. Новая наука, по мнению ее создателя, должна была сыграть особую роль в изучении гениальности. Вудз предложил прослеживать жизнь выдающихся людей от детских лет до зрелости и таким образом обнаруживать закономерности и взаимосвязи в их становлении и развитии. И хотя историометрика не получила признания как самостоятельная отрасль знаний, описания специфических характеристик, свойственных выдающимся людям, в психологии одаренности и творчества получила широкое распространение.
– И к каким же выводам приходили ученые, изучая биографии известных людей?
– Практически 90% из знаменитостей обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться. Около 75% выдающихся людей рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны. Почти 90% из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям. 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям. Еще они рано овладели знаниями в избранной сфере, проявляли высокий интеллект, хорошую память, были увлечены своим делом, энергичны. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм. Умели контролировать себя. Имели стремление контактировать с одаренными сверстниками и взрослыми, при этом были способны извлекать из этого пользу, приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
– Как известные люди проявляли себя в детстве, если мы рассматриваем их вкупе с их профессиональной деятельностью?
– Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонними, оптимистичными, общительными, обладали притягательной силой, даром убеждения, хорошо владели речью. Военные (Боливар, Кортес, Дрейк и др.) с детства были одержимы одной идеей или целью, легко переносили одиночество, не отличались любознательностью, успехи в интеллектуальных делах имели невысокие, не предавались фантазиям и не пользовались успехом сверстников. Революционеры (Кропоткин, Марат, Робеспьер и др.) уже в детстве были бунтовщиками, отличались мятежными наклонностями, за что подвергались преследованиям. Ученые (Ньютон, Аламбер, Декарт и др.) в детстве характеризовались разносторонностью и широтой интересов, с ранних лет были рассудительны и критичны.
– «Гений – это человек, который рождается в провинции, чтобы умереть в Париже», – утверждал Ги де Мопассан. Что скажете о творцах?
– Известный исследователь Говард Гарднер, автор концепции множественного интеллекта, в своей работе «Образцовые творцы» приводит свой список обобщенных черт талантливых людей. Там как раз и появляется пункт, о котором вы упомянули. По его мнению, будущий творец появляется на свет в географической точке, удаленной от центров культуры. Еще он отмечал, что в семье будущего творца царят строгий порядок, жестко насаждаемая дисциплина. В юности творческая личность общается с другими родственными талантами. И выбор будущего поприща предопределяется довольно жестко. Под сомнение творцом ставятся «незыблемые основы»: либо прямо, либо исподволь создаются произведения, идущие вразрез с тем, что считается общепринятым. И часто вызревает понимание, что господствующие догмы и установки порочны в своей основе.
– Дают ли эти теории и исследования ученых ответ на главный вопрос: как выявить одаренность?
– Природа в отличие от человека не любит ясных, простых, однозначных решений. Поэтому невероятно сложно построить теории и дать однозначные, ясные определения таким многогранным явлениям, как одаренность, творчество, интеллект. Способность человека к познанию ограниченна, поэтому дифференциация сложного внешнего мира, его схематизация и упрощение необходимы в человеческом познании. Но, говоря о творчестве, мы не можем даже надеяться на возможность подобных упрощений. Но… раз сами перечни, характеризующие особенности поведения одаренных детей и выдающихся людей, довольно распространены, можно попробовать их обобщить. Чем, собственно, я и занимаюсь. На основании сопоставления этих данных с собственными эмпирическими исследованиями я могу предложить свою позицию по данному вопросу.
– Замечательно. Так что же характерно для одаренного ребенка?
– Для него характерна познавательная потребность. Далее я бы назвал такую черту, как сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется простым и ясным. Это одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает талантливому человеку прорыв к неизвестному. Никому, кроме Генриха Шлимана, в голову не пришло искать Трою, опираясь на описания Гомера. Хотя до него это произведение читали миллионы людей. Важной особенностью одаренного человека является надситуативная активность. Член-корреспондент РАО В.А. Петровский, проводя экспериментальную работу со старшеклассниками, обнаружил, что в отличие от обычного ребенка для одаренного решение задачи обычно не является завершением работы. Это лишь начало работы будущей, новой.
– А тесты на интеллект и креативность ребенка помогают отбору талантливых детей?
– Безусловно, но для определения уровня одаренности нам необходимо оценить триаду: интеллект, креативность и мотивация. Тесты интеллекта выявляют преимущественно уровень развития конвергентного мышления (логического, последовательного, однонаправленного), и это оказывается достаточно надежным предиктором будущих высоких достижений во многих сферах деятельности, таких, например, как работа ученого, конструктора, врача, педагога и т.п. В сферах деятельности сугубо практического свойства высокие результаты по тестам интеллекта имеют невысокую прогностическую ценность. Способность действовать в соответствии со строгими законами логики – мыслить логически – многие специалисты традиционно считали и продолжают считать базовой характеристикой одаренного человека. Одаренные дети, как и одаренные взрослые, в целом действительно отличаются от большинства других высоким уровнем развития этой способности. Отмечая это, мы должны помнить, что это очень важная, но все же не единственная характеристика одаренного человека. В своей экспериментальной работе мне часто приходилось давать детям такую задачу: «Разделите квадрат на четыре равные части несколькими способами». Все дети сравнительно быстро находили три простых способа деления. Некоторые, квалифицируемые нами как одаренные, предлагали еще два, более сложных способа. Я и мои коллеги, практические психологи, долгое время считали, что этими вариантами исчерпывается возможное разнообразие ответов. Но однажды в международном летнем лагере для одаренных детей, расположенном недалеко от города Дубна, одна девочка 9 лет, окончившая третий класс, предложила такие решения: расположенные в квадратах кресты можно вращать и при каждом вращении будут получаться разные, но равные части квадрата. Важной чертой одаренного человека является развитая креативность. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к задачам творческим, дивергентного типа, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой, степенью неопределенности, не подавляют, а напротив – стимулируют активность одаренного ребенка. В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения прошлых знаний, а интуиции, озарения (инсайта). И для завершения полной картины нам надо вспомнить еще об одной характеристике одаренного человека – его мотивации. В мотивационно-потребностной сфере одаренного человека доминируют мотивы, связанные с содержанием деятельности, не желание получить какие-то дополнительные преимущества, а интерес к самому делу доставляет практически физическое удовольствие.