0
6365
Газета Образование Печатная версия

13.07.2022 18:51:00

Академики осудили нездоровые амбиции родителей

Почти 70% дошкольников недосыпают, недоедают, мало играют – ведь они постоянно "развиваются"

Тэги: общество, родители, тенденция, дошкольное образование, развитие, здоровье, мнение


общество, родители, тенденция, дошкольное образование, развитие, здоровье, мнение Образовательный тренд «после трех лет учить уже поздно» популярен в родительской среде. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru

В обществе замечена нездоровая тенденция – чрезмерное стремление к школьному образованию в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста. Об этом и о том, как правильно развивать дошкольника, говорили во время онлайн-встречи в прямом эфире президент Российской академии образования Ольга Васильева и физиолог Марьяна Безруких. Встреча прошла в рамках просветительского проекта «Академические вечера».

Отныне в прямом эфире в официальном сообществе РАО в «ВКонтакте» ведущие ученые и специалисты под модерацией самого президента РАО, академика РАО Ольги Юрьевны Васильевой будут обсуждать широкий круг вопросов, связанных с развитием образования. Проект ориентирован на широкую родительскую и профессиональную аудиторию, предполагает живой диалог с возможностью получения вопросов и комментариев от зрителей и ответа на них в прямом эфире.

«Поздно ли учить ребенка после трех лет?», «Насколько рано нужно начинать обучение иностранным языкам?», «В чем главный секрет детской игры?» – эти и многие другие вопросы успели обсудить академики. Широкую аудиторию ознакомили с интересными историческими событиями, спикеры дали свои комментарии, а главное и бесценное в нынешней ситуации – советы родителям.

В ходе разговора Ольга Васильева обратила внимание собеседницы на ролик, присланный коллегами из Китайской академии образования. О содержании ролика и комментариях ученых интересно поговорить отдельно. Во-первых, потому что поднята очень важная тема. Во-вторых, проблемы у стран оказались похожими. В-третьих, интересно посмотреть, как отреагировало китайское правительство на данную тему. И соответственно вытекающий отсюда вопрос – а что делать, если у нас такая же ситуация.

Итак, представитель Китайской академии рассказал русским коллегам, что за последние 10 лет в дошкольном образовании Китая произошли значительные перемены. Всем вдруг стало понятно, что инвестиция в дошкольное образование – это инвестиция в будущее. А идея образования дошкольников с трехлетнего возраста стала вдруг особенно привлекательной.

В Китае есть поговорка – «выиграть на линии старта». И сегодня в Китае многие полагают, что линия начинается… в самом нежном дошкольном возрасте. В Поднебесной есть государственные и частные сады. И очень много малышей родители вдруг стали переводить в частные сады, потому что там дают азы арифметики, изучают иероглифы, их транскрипцию и английский язык. Теперь многие родители вкладывают много сил и денег в своего ребенка, чтобы он научился тому, чему учат в начальной школе.

Это настораживает ученых, и это настораживает политиков. Первых – потому что это опасно для здоровья ребенка. Вторых – потому что нарушается существующая образовательная среда, повышается уровень несправедливости, а знания, которые получают дети, – временные и обрывочные.

Китайское правительство, судя по ролику, для исправления ситуации приняло ряд мер. С 2011 по 2018 год были опубликованы специализированные нормативные документы, направленные на устранение образования начальной школы в дошколке. Однако это не решило проблему полностью. И в 2021 году правительство Китая предприняло новую попытку что-то изменить в этом вопросе. Принятые ими меры продемонстрировали наконец-то положительную тенденцию к снижению стремления достичь уровня начальной школы в дошкольном образовании. Что сделали? Во-первых, снизили нагрузки на учащихся и повысили качество образования и преподавания в начальной и средней школе. Домашние задания для первоклассников перестали быть сложными. Во-вторых, правительство регламентировало учебные курсы в данной сфере и ограничило их в рекламе. И родителей попросили не вкладываться в такие курсы чрезмерно. В-третьих, в правительстве поддержали домашнее образование и услуги общинного образования.

Как отметили участники онлайн-встречи Ольга Васильева и Марьяна Безруких, острое стремление родителей дать школьные знания малышу 3–5 лет замечено и в РФ. И в этом моменте очень важно досконально разобраться.

Марьяна Безруких привела пример популярной у нас сегодня «ментальной арифметики». Это, по словам Безруких, не что иное... «как эксплуатация памяти ребенка». Развитие памяти, конечно, очень важно для малыша. Но когда концентрируют внимание ребенка на чем-то одном – это не очень полезно. Мозг ребенка любит самый разный опыт, заметила Безруких. Ему важно гармоничное развитие.

Родители, перегружая мозг ребенка, часто говорят в оправдание, что ребенку это интересно. Но это тоже неправильный посыл, замечает Безруких. Ребенок в этом возрасте еще не имеет такого ресурса – как оценить свое утомление. Ему действительно интересно все новое. Тем более когда родители находят верную мотивацию, чтобы стимулировать желание ребенка. Поэтому надо задать вопрос – является ли сложение или умножение трехзначных и более цифр развитием математических способностей? А если нет, то почему мы заставляем ребенка уделять этому много времени, лишая его времени на самое важное для него в этом возрасте – физическое развитие, занятие спортом и др.

Еще Марьяна Безруких рассказала, как выглядит день дошкольника и что нужно для его развития. Ребенку нужно 10–11 часов сна. Больше 70% современных российских дошкольников недосыпают. Малышу нужно 3 часа активных движений на воздухе. У детей, которых перевозят из одной секции в другую, такой возможности просто нет. Дошкольнику важно 2–2,5 часа уделять гигиеническим процедурам и питанию. Этого времени у ребенка тоже нет. Так у нас появляются «дети-малоежки», замечает Марьяна Безруких. Ребенок не может торопиться, когда ест. А его все время подгоняют – быстрее ешь, быстрее вставай. Ребенок постоянно находится в состоянии гонки. Сколько он должен тратить времени на интеллектуальные занятия? Два раза в день по 20 минут! Занятия для ребенка четырех лет могут проходить только в таком режиме. Все остальное время он должен играть. Мозгу ребенка нужна игра. Итого, подвели итоги академики: современный ребенок недосыпает, не имеет времени на физические занятия на воздухе, недоедает, не имеет времени на игру. Все его время направлено на познавательное развитие. Вопрос – а что потом делать со здоровьем малыша?  


Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
1976
Верховный суд не согласился со стандартами адвокатов

Верховный суд не согласился со стандартами адвокатов

Екатерина Трифонова

У защитников по назначению от государства есть проблемы с правовым статусом

0
1930
Был ли мир однополярным

Был ли мир однополярным

Алексей Фененко

США только мечтали о статусе гегемона, а не являлись им в реальности

0
2096
Сохранить иммунную систему страны

Сохранить иммунную систему страны

Давид Аминов

Необходима беспристрастная оценка разворачивающегося миграционного бедствия

0
2297

Другие новости