Родители всегда хотят, чтобы дети учились в школе мечты: где лучшие учителя, бассейн, шахматы и уют. Фото агентства «Москва»
В крупных городах РФ объявили вторую волну приема в первый класс. Теперь идет запись тех, кто не имеет преимуществ по приему. Давно нет ночующих под окнами учебных учреждений родителей накануне этого важного события. Но поступить в школу мечты по-прежнему непросто.
Первый этап зачисления прощел с 1 апреля по 30 июня. Он предназначался для детей, имеющих первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, то есть в том же районе, где находится школа.
Второй этап начался с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Он предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть в течение этого этапа можно подать заявление в школы другого района. Отправлять заявление в учебные учреждения другого района раньше начала второго этапа бессмысленно, потому что его просто не примут. И все основные проблемы начинаются здесь.
И в первую очередь для продвинутых родителей. Они же хотят не просто отдать ребенка в школу. Они планировали его отдать - в лучшую ! Для этого они потратили время на ее поиск, провели свое мини-исследование, наняли репетиторов, обзавелись «группой поддержки», проведя мониторинг среди родственников, друзей и знакомых.
Казалось бы – зачем такие условности? Иди в любую школу! Ведь в первый класс поступает ребенок, а не в институт! В том-то и дело, что почти в университет! По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», большинство школьников учатся в одной школе с первого класса до выпускного. Какой-то отсев учеников произойдет в 9-м классе. Основной же контингент школьников выбирает учебное заведение сроком на всю школьную жизнь.
Сегодня принято считать, что демократический прием в первый класс под онлайн-запись перекрыл все иные пути поступления. Что никакого собеседования, который позволяли себе учебные заведения, пользующиеся большим спросом, нет и в помине. Если это и так... многие родители все равно приводят ребенка на занятия по подготовке к школе. Нанимают репетиторов, психологов и т.д. Родителей стыдят популярные психологи, которые напоминают, что подготовленный ребенок может с первых же дней учебы понять, что все знает, заскучать и… потерять интерес к школе вообще. Но это все – теория.
Практика же выглядит так: сидят на математике два ученика, один подготовленный, и он уже бегло читает. Второй – только что выучил в школе алфавит. Кто из этих детей быстрее прочитает задание из учебника (с доски)? А кто быстрей приступит к решению задачи? А кто из учителей будет ждать пришедшего к финишу вторым? А математика – предмет, который требует последовательности и системности в обучении. Родители-то как раз это понимают.
А еще они охотно поддаются давлению со стороны общества. И на них действует авторитет бестселлеров по раннему развитию ребенка. Авторы теорий раннего обучения – Глен Доман, Масару Ибука, Борис Никитин – по-прежнему находят себе массу поклонников в родительской среде. А сегодня мы имеем еще и нового «Никитина», главу семейства Тепляковых – Евгения. Любопытный момент – ученые кафедры общей и практической психологии факультета психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета уже давно обращают наше внимание на то, что в подавляющем большинстве разработчики идей раннего развития – мужчины. А в психологии доказано (в том числе отечественными исследователями), что, в отличие от женщины, мужчина в полной мере не способен идентифицировать себя с ребенком раннего возраста.
В утешение можно сказать, что подготовкой детей к школе занимаются практически во всех странах. Хотя акцент делают на разные аспекты. Так что подготовка подготовке рознь. Не везде, как у нас, готовят детей исключительно в интеллектуальном плане. Например, в австралийских школах упор делают на коммуникативные навыки, социализацию и готовность ребенка участвовать в жизни класса. Умение читать, писать и считать не входит в список требований при переходе из подготовительной школы в начальную. Впрочем, австралийцев можно понять, там за парты садятся в возрасте 5–6 лет.
В большинстве стран Европы готовность ребенка к школе определяется наличием у него базовых навыков самообслуживания. В Швеции при поступлении в школу у детей знания не проверяют. Начинают занятия в школе в обычном порядке. Но вот в течение двух месяцев после начала обучения ребенка обязательно проверят, что он знает… в целях планирования дальнейшего его обучения.
На первом месте при поступлении в школу в скандинавских странах стоит коммуникация с учителем и одноклассниками, умение и желание работать в команде, изучать новое.
Сингапурская школа нацелена на развитие у детей hard skills, то есть конкретных технических и профессиональных навыков. Такое обучение позволит ребенку в дальнейшем быстро освоить выбранную специализацию.
А вот китайская система образования очень напоминает нашу: детский сад, а начальная школа разрешена с шести лет. И чтобы попасть в хорошую государственную школу, ребенку нужно сдать экзамены, по которым оцениваются интеллектуальные способности будущего ученика.