0
6732
Газета Образование Печатная версия

01.06.2022 19:01:00

Мы наш, мы новый болонский мир построим

Создание оригинальной отечественной системы образования переходит в практическую фазу

Тэги: болонский процесс, отчесетвеное образование, гибридное высшее образование


болонский процесс, отчесетвеное образование, гибридное высшее образование На министерский срок Валерия Фалькова выпала непростая задача совместить все лучшее из отечественного образовательного опыта и из Болонской системы. Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru

Спорам о нашем месте в Болонском процессе подходит конец. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», – заявил Валерий Фальков, министр науки и высшего образования России.

Похоже, к дилемме, остаться в Болонском процессе и продолжать отстраивать систему высшего образования под него, или вернуться к лучшим образцам отечественной образовательной практики, наше государство подошло творчески. Отказаться совсем от участия в европейском процессе, затеянном в университете, в котором учился сам Данте, как-то даже психологически сложно. Но и двигаться назад в прошлое – невозможно и отчасти неуместно.

Сложно отказаться от красивых пассажей об автономии и мобильности, которыми до сих пор любят щеголять российские чиновники всех рангов. Сложно отказаться от разговоров об индивидуальных траекториях обучения и прочих красивых вещах. Хотя на Западе автономия, например, отнюдь не номинальна, как у нас. Там действительно студентам предоставлена свобода при выборе учебных курсов, которые они берут себе для обучения по той или иной специальности. Там и мобильность отнюдь не формальная декларация. Тамошние студенты действительно без труда едут учиться туда, куда их зовет выбранная тематика и собственный интерес.

В общем, сложно нам рвать связь со всем миром, даже символическую. Сегодня и без того подвергаются серьезной ревизии прежние научные связи. Нам отказывают – мы отказываем. В общем, надо искать решение. И оно найдено. Правильное – неправильное, покажет время. Минобрнауки заявляет о желании строить свою, отличную от европейской и советской систему высшего образования. Свою, новую – требования обеспечения научно-технологического суверенитета подгоняют, – уникальную, не имеющую аналогов в мире.

Контуры нового пока только набрасываются. Отдельные высказывания просачиваются из кулуаров, но и по ним можно предположить, что это будет гибридное высшее образование: с учетом европейского и нашего традиционного; с учетом пандемийного опыта дистанционного обучения и применения в связи с этим информационных технологий; с учетом научных достижений и запросов экономики. И этот переход к собственной системе не будет происходить в одночасье.

Напомню, что все большие преобразования в нашей системе образования протекали в прошлые годы в достаточно замедленном режиме. Задумывались и разрабатывались новшества, как правило, при одном министре, осуществлял их другой – «технический» министр. Последнему, кстати, приходилось несладко: работа «прораба» на стройке образования. При этом он не только отбивался от нападок и выпущенных по нему копий со стороны либеральной интеллектуальной элиты, но и получал по полной от недовольного реформированием населения.

Как сообщил замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, новая система будет ориентирована «на национальные интересы, с учетом наших международных интересов, с учетом интересов абитуриентов и с учетом интересов вузов». Поэтому она, по его словам, требует «профессиональной экспертной дискуссии». Ее и намерены в ближайшее время организовать.

По словам Дмитрия Афанасьева, «решение продолжения обучения по двухступенчатой (одноступенчатой) системе обучения в вузе будет принято для каждой области образования отдельно. Одним из аргументов при формировании новой системы станут потребности зарубежных студентов». В общем, населению предстоит готовиться к долгому переходному периоду с дискуссиями, апробированием, пилотными региональными вузами и т.д.

Пока же для большинства учащихся, студентов и их родителей все остается по-старому. Буквально на днях пришло сообщение, что между российскими вузами распределят дополнительно 30 тыс. бюджетных мест для магистров. Соответствующий федеральный закон подписал президент России Владимир Путин. То есть в ближайшее время прием на бакалавриат и магистратуру продолжится. Бюджетные места будут распределены до 15 июня 2022 года по приоритетным для российской экономики программам магистратуры. Среди них – инженерные и IT-специальности, генетика, история, востоковедение и другие. 


Другие новости