0
6470
Газета Образование Печатная версия

25.05.2022 17:21:00

Вместо классов будут лаборатории, а вместо учителя – специалист

Родители с трудом воспринимают новые методики в школе, направленные на развитие самостоятельности учеников

Тэги: образование, цифровизация, школа, преподавание, новые методики, слс, учащийся, самостоятельность, ролевая функция


образование, цифровизация, школа, преподавание, новые методики, слс, учащийся, самостоятельность, ролевая функция Система работы учащихся по структурно-логическим схемам строится на условиях изменения их ролевой функции в обучении. Фото Александра Дроздова/PhotoXPress.ru

Сегодня все чаще говорят о колоссальном влиянии на учащихся цифровизации, причем высказываются крайние мнения – как позитивного, так и негативного характера. Не все приветствуют тот факт, что система образования планомерно переходит на «цифровые рельсы». Многих настораживает, что слишком много внимания уделяется в школе технологиям и методикам преподавания. И это понятно: родителям хочется вернуть привычное им – урок, где слышен полет мухи, где учитель менторствует, а ученики внимают.

Почему-то сразу по аналогии приходит на ум произведение Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева» (Николай Огнев – псевдоним советского детского писателя Михаила Розанова). Дневник относит нас к столетней давности. Цитата из него: «В нашей школе вводится Дальтон-план. Это такая система, при которой шкрабы ничего не делают, а ученику самому приходится все узнавать. Я так по крайней мере понял. Уроков, как теперь, не будет, а ученикам будут даваться задания. Эти задания будут даваться на месяц, их можно готовить и в школе и дома, а как приготовил – иди отвечать в лабораторию. Лаборатории будут вместо классов. В каждой лаборатории будет сидеть шкраб, как определенный спец по своему делу: в математической, например, будет торчать Алмакфиш, в обществоведении – Никпетож и так далее. Как пауки, а мы – мухи». (Шкраб – это школьный работник, слово употреблялось в 20–30 годах ХХ столетия).

Сегодня, конечно, с избытком новых методик, одобренных государством и признанных соответствующими Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Каждая имеет свои особенности. Практически все они направлены на то, чтобы заинтересовать ребенка и вовлечь в учебный процесс. Приведем пару примеров, как они действуют.

Известная как серьезный дидактик, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики непрерывного образования Московского государственного областного университета Людмила Перминова в своей лекции отмечает, что особенность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей и видеоклипов сегодня условно называют «клиповым мышлением». Есть ряд исследований, в которых доказывается, что у поколения Z (согласно теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува, так называют детей, родившихся с 1997 по 2012 год) способность концентрировать на чем-то внимание сократилась до 8 секунд. И черты этого поколения – индивидуализм, инфантилизм, гибкость, повышенная рефлексия, ставка на собственный потенциал.

«Надо сказать, что черты во многом привлекательные, – отмечает в своей лекции профессор Перминова. – Клиповое мышление ученые описывают как «ризомное» (ризома – пучок, корневая система грибов), то есть неструктурированное, недифференцированное без опорных знаков-меток, которые помогают человеку обрабатывать новую информацию или новую ситуацию, создавая некоторые ориентиры. У современного ученика знаков-меток нет, и это самое «неудобное» и для ученика, и для учителя. Клиповое мышление не создает таких меток. Вернее, они есть, но в другом языковом формате – цифровом. Поэтому если в сознании ученика не сложилась структура научного знания, то эту структуру должен создать учитель с помощью новых для ученика условий и средств».

Таким средством, по мнению исследователя, являются давно и хорошо известные в дидактике и методике обучения структурно-логические схемы (СЛС), планы к изучению понятий, явлений, законов, фактов, теорий, исторических явлений, географических описаний, химических явлений и процессов. С помощью СЛС, по словам профессора Перминовой, оказывается возможным изучать новый материал по учебнику, ориентироваться в больших потоках информации, строить связный рассказ, пополнять знания из разных источников (проектная деятельность), осуществлять оценку и самооценку знаний, реализовывать ключевые компетенции, самостоятельно работать с книгой, развивать логическое мышление.

Система работы учащихся по структурно-логическим схемам строится на условиях изменения их ролевой функции в обучении. Это тонкий момент: не игра в привычном смысле слова (учебная деловая игра), а серьезное занятие для учащихся: они впервые выступают экспертами учебной книги всерьез. В этой работе как раз и пригодятся черты клипового мышления (малые порции информации, опора на свой потенциал, гибкость мышления). Со стороны учащихся – это полноценная экспертная деятельность, которая весьма положительно влияет на их самооценку и мотивацию учения, считает методист.

Елена Орлова, руководитель ассоциации «Школа нового поколения», директор школы № 2086 в Москве, дает «НГ» другой пример методических приемов. В основе программной деятельности школ ассоциации, в которую входит 56 образовательных учреждений из 9 регионов РФ, – поощрение поисковой и исследовательской активности детей, отказ от выравнивания поведенческих стереотипов, совместная проектно-исследовательская работа педагогов, практико-ориентированный подход. Применяются игровые методики на занятиях.

В общем, все то, что не знакомым с методиками кажется чем-то абстрактным и отвлекающим от учебного процесса. Но не будем спешить с выводами. Вот как Елена Орлова описывает методику, которая используется в младших классах. «Довольно часто педагоги начальных классов сталкиваются с неожиданными вопросами детей «не по теме», типа «почему небо голубое?», «откуда у ежа иголки?» и так далее, – поясняет Орлова. – Оставить их без ответа – значит, подавить любопытство, начать что-то объяснять – отойти от обсуждаемого на уроке вопроса. На помощь приходит простая на первый взгляд идея – записывать все подобные вопросы, а ответы на них давать позже уже как совместные открытия, сделанные классом вместе с учителем».

Описанные здесь методики поощряют самостоятельность ученика. И в некотором смысле они еще и щадящие для родителя. Ведь самая проблемная сегодня для семей с детьми ситуация, когда учитель вместо того, чтобы транслировать знания, настаивает, чтобы ученик искал решение сам. Многие родители воспринимают это с трудом.


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2599
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
4039
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7599
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
11213

Другие новости