Если школьники и выбирают химию на базовом уровне, то изучают ее по остаточному принципу. Фото РИА Новости
Качество школьной подготовки по естественно-научным дисциплинам – вопрос, который особенно в последнее время стал одним из самых животрепещущих. Но как раз с преподаванием этих дисциплин есть серьезные проблемы. Так, например, элементарные знания по химии становятся все более востребованными у большей части населения. О том, как и зачем учить химии в школе, с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ беседует кандидат химических наук, доцент химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, учитель, методист Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова, автор нескольких книг, посвященных этому вопросу, Эльшат КЕРИМОВ.
– Эльшат Юсифович, сейчас, если я не ошибаюсь, идет процесс некоего упорядочивания преподавания предметов естественно-научного цикла в средней школе. Школьников учат по-разному: кого – на базовом уровне, кого – на углубленном… Какой подход, на ваш взгляд, должен преобладать?
– В отечественном химическом образовании традиционно присутствуют два аспекта – фундаментальный и прикладной. Так сложилось, что фундаментальность нашего образования имеет приоритет над прикладным аспектом в отличие, например, от американского подхода. Так, если в ряде американских учебников речь идет об охране окружающей среды, то они рассматривают вещества с точки зрения их влияния на природу. Когда речь заходит о здоровом образе жизни, в частности о здоровом питании, то упор делают на изучение белков, жиров и углеводов с утилитарной целью расчета калорийности пищи.
У нас в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) предусмотрены различные варианты обучения химии – как на базовом, упрощенном, так и на углубленном – более сложном уровне.
Базовый уровень по сравнению с углубленным предполагает уменьшение объема изучаемого материала, рассмотрение основных вопросов химии и усиление практической направленности. Важно отметить, что в настоящее время возникла необходимость поиска разумного сочетания фундаментального и прикладного при разработке содержания школьного курса химии. И для тех, кто в будущем не собирается связать свою трудовую деятельность с химией и смежными отраслями, следует усилить практико-ориентированный подход к обучению химии.
– Действительно ли в старшей школе учебный предмет «Химия» не является обязательным?
– Да, химию в старшей школе можно вообще не изучать. Ситуация такова, что школьники сосредотачивают свои силы на тех учебных предметах, по которым им предстоит сдавать ЕГЭ, поэтому если школьники и выбирают химию на базовом уровне, то изучают ее по остаточному принципу. Однако проблемы возникают, когда вчерашний выпускник школы, поступив в вуз, вдруг обнаруживает, что в учебном плане ему предстоит изучать и химию, и физику, и биологию. Например, при подготовке инженеров, психологов, политологов, экологов, геологов и многих других специалистов.
– Насколько я помню, в пединститутах ранее готовили учителей химии и биологии. Сегодня эта традиция сохраняется? И какие предметы абитуриенты сдают при поступлении на эту специальность?
– В «Концепции преподавания учебного предмета «Химия», принятой в 2019 году, детально проанализирована ситуация с подготовкой педагогических кадров. В былые времена при поступлении в пединститут на сдвоенную специальность «Химия и биология» нужно было сдавать вступительные экзамены по русскому языку, химии и биологии. Сейчас же подготовка учителей-предметников отнесена к единому направлению подготовки бакалавриата – «Педагогическое образование», на все профили которого абитуриенты сдают два обязательных экзамена: русский язык и обществознание. А третий экзамен по выбору – либо химия, либо биология. Вот и получается странная картина: будущий учитель химии при поступлении в вуз химию не сдает.
– А как же они осваивают затем вузовскую программу?
– С такими первокурсниками вузовские преподаватели начинают изучать химию чуть ли не по учебникам 8-го класса школы. А ведь одновременно нужно освоить еще и вузовскую программу. Конечно, часть таких студентов так и не освоят на должном уровне предмет, который им потом предстоит преподавать.
Неслучайно в настоящее время в школу активно привлекаются выпускники классических или технологических университетов, которые, окончив курсы переподготовки педагогической направленности, с успехом преподают в школе. Так, например, многие выпускники химического факультета Московского университета – прекрасные учителя.
– И что можно предпринять в этой ситуации?
– Эту и другие проблемы химического образования мы планируем обсудить на Всероссийском съезде учителей и преподавателей химии, который состоится в конце июня этого года в Московском государственном университете.
В мае уже в четвертый раз мы будем проводить Всероссийский химический диктант. В связи с тем что ООН объявила этот год Годом стекла, мы придумали ему очень интересное название: «Химия – свет науки через стекло жизни». Частичный ответ на ваш вопрос – обществу и чиновникам важно… хотя бы заниматься популяризацией знаний по химии.
– В таком случае расскажите, чем химия может быть интересна абитуриентам.
– Говорить о химии можно долго и много. Скажу главное: основы этого предмета нужно изучать всем – и физикам, и лирикам, поскольку источником современного развития науки (как фундаментальной, так и прикладной) во многом является междисциплинарность. Или, как говорят, новое возникает на стыке разных областей знания в их самых, казалось бы, необычных сочетаниях. Например, такое сочетание обнаруживается при использовании естественно-научных методов в научных исследованиях, проводимых историками, археологами.
Кроме того, химики обладают уникальным сочетанием компетенций: помимо химической, у них хорошая физико-математическая подготовка, они умеют работать руками, у них развито чувство вещества. И эти качества позволяют им реализовать себя в разных сферах деятельности. Так что мой совет – учите химию.