В РАО надеются, что в аспирантуру придут те, кто действительно стремится заниматься педагогической наукой. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru
О том, в каком состоянии сейчас находятся педагогические науки, почему так мало защит диссертационных работ по самым востребованным темам и как эту ситуацию исправить, в беседе с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ рассказывает президент Российской академии образования Ольга ВАСИЛЬЕВА.
– Ольга Юрьевна, от того, как развиваются педагогические науки, зависит фактически наше будущее. В каком состоянии они находятся сегодня?
– Не скрою, что одним из наиважнейших вопросов для меня после избрания президентом РАО стал вопрос о состоянии педагогических наук на современном этапе. Я знала, и меня это очень удивляло, что самое большое количество защит по диссертациям сегодня – это работы по юриспруденции, политологии и… педагогике. В то же время самое большое количество диссертаций, которые отклоняются, – тоже по педагогике.
Так как я по образованию историк, для меня важны всегда факты и цифры. Я попросила главу Высшей аттестационной комиссии, вице-президента РАО Владимира Михайловича Филиппова помочь мне разобраться, в чем причина этого явления.
Мы создали в РАО Лабораторию координации мониторинга исследований по педагогическим и психологическим наукам. Она-то и предоставила обширные данные по защитам диссертаций в этой области. Выводы после анализа этих цифр обескуражат любого. Мониторинг всех диссертационных работ по педагогическим наукам за последние 10 лет свидетельствует, что защищено 9749 диссертаций. Из них 869 – докторских, 8800 – кандидатских. Анализ диссертаций говорит о крайне низком качестве этих работ.
На первом месте по количеству защищенных работ – английский язык, самый широкий спектр тем, с ним связанных. На втором – коммуникации. На третьем – профессиональные навыки и компетенции. Меньше всего защищались аспиранты по методике преподавания русского языка, литературы, истории, географии. И получается, что те предметы, которые формируют юного человека как гражданина и патриота, остаются без сильной методической поддержки. Наука здесь не помогает.
Напомню, уж простите, вторую статью Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В ней сказано: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». Подчеркну: в интересах семьи. А у нас практически нет защит по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы, многим другим важным темам. Понимаете?..
На основании всего мной перечисленного можно сделать такой вывод. В стране сегодня сложилась ситуация с нехваткой высококвалифицированных специалистов – кандидатов и докторов наук, причем в самой важной области педагогического знания – в области методики преподавания важнейших для школы предметов. Нужны квалифицированные преподаватели, которые бы обучили учителей.
– А каков возрастной состав соискателей, защитивших диссертационные работы?
– Средний возраст защитившихся докторов – 50 лет. Чтоб понятен был порядок цифр, приведу такие данные. Всего докторов наук – 24 473 человека, в возрасте до 50 лет их – 2472.
– Что вы можете сказать о географии защит?
– Мониторинг данных позволяет увидеть, что основное число защитившихся традиционно сосредоточено в городах-миллионниках.
– Ольга Юрьевна, напрашивается вопрос – а что делать?
– Ученый – творец. На него трудно воздействовать. Главная наша задача – поднять качество исследований и научных работ в области педагогики, постепенно меняя направления и тематику защит. Необходимо планирование тем исследований в области педагогики на государственном уровне. И упор надо делать именно на темы, по которым и обнаружен большой провал.
– Каких результатов вы ожидаете от новой программы аспирантуры? В частности, от того, что выпускник-аспирант вместо диплома об окончании аспирантуры будет получать заключение комиссии на «соответствие диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установленным критериям».
– В соответствии с новой программой вузы получили свободу в определении требований и сроков приема, в выборе форм и методов обучения в аспирантуре. Как отразится на обучении и исследованиях аспирантов это новшество, нам еще только предстоит оценить в будущем. В ранее действовавшей модели у аспирантов была избыточная нагрузка, связанная с прохождением образовательных курсов, а научной работе уделялось недостаточно внимания. В результате доля аспирантов, защитивших диссертации, была невысока, и многие, что греха таить, поступали, чтобы просто получить запись о прохождении аспирантуры. Настоящая наука их не занимала. По этой причине необходимость изменения модели аспирантуры в последние годы действительно назрела.
Новая система предполагает сближение аттестации и предзащиты, что должно сократить число аттестационных процедур. По старым правилам аспирант должен пройти защиту кандидатского минимума, итоговую аттестацию, предзащиту, обсуждение диссовета и только потом выходить на защиту. Теперь же к предзащите и аттестации будут одни требования. И это, надеюсь, уберет избыточное звено. Вместе с тем выпускникам не будет присваиваться квалификация «преподаватель-исследователь».
– Это сократит число аспирантов, как вы думаете?
– Возможно незначительное сокращение числа поступающих в аспирантуру из-за того, что к результатам обучения в ней будут предъявляться высокие требования. В новой модели предполагается написание диссертации, максимально готовой к защите. Придут люди, нацеленные именно на подготовку и защиту диссертации. Очень надеемся, что это новшество увеличит количество тех, кто реально занимается наукой.
– Не возрастет ли коррупция?
– Не думаю. Проблема здесь в другом. У нас есть исследование ученых РАО на тему, как аспиранты направления «Образование и педагогические науки» оценивали свою программу подготовки. Что вызывает тревогу там – каждый пятый опрошенный аспирант считает, что программа обучения содержит много устаревшего материала и нуждается в обновлении.
– То, что сокращается количественный состав диссоветов, – позитивный момент? Теперь в состав докторских диссоветов могут входить до 25% активно работающих со степенью кандидата наук и PhD.
– Эта ситуация облегчает нашим вузам и научным организациям формирование диссоветов. Это существенно важно для наших регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока. Также это позволит привлечь в диссоветы людей, действительно заинтересованных в том, чтобы принимать участие в этой работе, а не присутствовать на заседаниях для количества.