Графика freepik.com
Правительство РФ утвердило правила получения заключений школами, колледжами и вузами для подписания договоров по вопросам образования с иностранными организациями и иностранными гражданами. Постановление будет действовать шесть лет.
Напомним предысторию вопроса… В ноябре 2020 года сенаторы и депутаты внесли в Государственную думу законопроект, дополняющий закон «Об образовании» понятием «просветительская деятельность» с целью «обеспечения регулирования такого рода деятельности и участия образовательных организаций в международном сотрудничестве». Закон вступил в силу 1 июня 2021 года. Он запретил использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Законопроект получил неоднозначные оценки в обществе. Он, например, был поддержан Министерством просвещения РФ, однако президиум Российской академии наук (РАН) единогласно проголосовал за то, чтобы направить в Госдуму просьбу отозвать законопроект. Вопросы у академиков возникли относительно того, что законопроект вводит ограничение на подписание международных документов. Ведь для этого потребуется согласовывать с Министерством науки и высшего образования РФ любой договор с иностранными преподавателями, а также договоры на проведение международных конференций и других мероприятий с международным участием.
В общем, после вступления закона в силу в 2021 году, школы и колледжи обязали получать заключение у Минпросвещения, а университеты – у Минобрнауки, чтобы подписывать соглашение по вопросам образования с иностранными организациями или гражданами. При этом порядок получения этого заключения должно было установить правительство. И вот теперь документ, регламентирующий этот порядок, появился на свет.
Минобрнауки будет выдавать заключение вузам, говорится в документе, в том числе тем, которые находятся в ведении правительства, Минпросвещения – школам и организациям среднего профессионального образования (СПО). Другие учебные заведения будут получать заключение у ведомств, в ведении которых они находятся. Образовательная организация должна подготовить документы, в которые включены в том числе и сведения об иностранном учебном заведении или гражданине, предмет договора и его основные условия.
Однако в выдаче заключения для подписания договора о международном сотрудничестве может быть и отказано. Например, если иностранная организация находится в недружественной России стране. Исключения составляют только те случаи, когда возможность заключения договора была согласована с заместителем председателя российского правительства. Отказать могут и в том случае, если иностранная организация признана нежелательной на территории нашей страны, а также если ее деятельность (или гражданина) создает угрозу национальной безопасности РФ.
Еще один законопроект по этой тематике должен быть опубликован в ближайшее время. Он направлен на обеспечение прозрачности в деятельности организаций и на защиту образовательной политики. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, глава Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев. Авторами законопроекта стали члены комиссии вместе с членами Совета Федерации.
Проект закона предусматривает создание единого реестра иностранных агентов взамен существующих четырех, а также появление правил исключения из перечня. Кроме того, иноагенты смогут не указывать свой статус при написании некоторых постов в соцсетях.
В то же время проект предусматривает запрет для иноагентов инвестировать в имеющие стратегическое значение компании. Также иноагенты не смогут получать поддержку от государства и не смогут заниматься обучением детей.
Кстати, в своем решении законодатели опираются на опыт… США. «В Соединенных Штатах еще с конца 30-х годов действует закон FARA, который достаточно жестко ограничивает иностранное влияние в стране. Скажу честно, наши требования к иноагентам и ответственность за нарушения не такие жесткие, как в США и других странах», – комментирует готовящийся законопроект Пискарев. Парламентарием были обнародованы примеры зарубежного вмешательства в образовательную и просветительскую политику, когда под видом учебных пособий в российские школы пытаются ввести деструктивный контент.
Например, иностранный агент разработал для российских школьников учебное пособие «Азбука антикоррупционера». Идея благородная, подчеркивает Пискарев, но школьное пособие делает отсылки к «экстремистским ресурсам». По его словам, запрет для иноагентов на просветительскую работу с детьми поддерживают педагоги и родительская общественность.
Однако сенатор Андрей Клишас скептически высказался о необходимости реформирования законодательства об иноагентах. «Сейчас есть предложения по изменению закона об иностранных агентах. Но постоянно менять закон в той сфере, которая только складывается, где правоотношения еще окончательно не сложились, это путь в никуда», – приводит его слова агентство РИА Новости.