Психолог в вузе нужен не только для предотвращения депрессий, но и для раскрытия потенциала человека. Фото Pixabay
Сегодня психологическую службу или центр имеет каждый пятый вуз (21,9%), а более половины (55,3%) имеют одного психолога или кабинет разгрузки без штатного психолога. Порой обязанности по психологической помощи выполняют сотрудники кафедр психологии, отделов культурно-массовой работы, а также студенческие объединения. Но этого, оказывается, недостаточно. Скоро заработает новая модель психологической помощи студентам.
О перспективах развития психологической службы в высшей школе поговорили на выездном совещании «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития» в мастерской управления «Сенеж». Там же была анонсирована обновленная Концепция психологической службы вузов.
Организаторами семинара выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Российская академия образования и АНО «Россия – страна возможностей». А участниками мероприятия стали более 120 представителей высших учебных заведений страны. В основном проректоры, курирующие деятельность психологических служб образовательных организаций высшего образования и руководители психологических служб университетов.
Задача сформулирована масштабная. Надо разработать совместно с сообществом профильных специалистов концепцию развития психологической службы, которая должна обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие, дать инструменты доступной психологической помощи и, главное, должна быть обеспечена кадрами.
Сейчас уже создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования совместно с Российской академией образования. В этом году будут определены 15 «пилотных» университетов в восьми федеральных округах, в том числе подведомственных Минобрнауки, Минпросвещения и Минздраву РФ. В этих университетах будет отработана эффективная модель психологической работы в вузах.
«Для обеспечения работы психологической службы мы планируем совместно с Росмолодежью подготовить и внести на осеннюю сессию Государственной думы Российской Федерации ряд законопроектов, связанных с ее работой. В мае текущего года совместно с Российской академией образования планируется запустить систему подготовки и переквалификации специалистов служб психологической поддержки в вузах», – сообщил заместитель министра науки и высшего образовании Григорий Гуров.
Напомним, что вопрос о психологической помощи студентам особенно часто поднимали в последние два года. А в 2021 году по поручению Миннауки было проведено исследование о психологическом здоровье студентов во время пандемии. Установлено, что три четверти студентов во время учебы в условиях пандемии коронавируса демонстрировали признаки «психологического неблагополучия», и у 20% из них зафиксированы синдромы умеренной или тяжелой депрессии. Были опрошены более 60 тыс. студентов, преподавателей и родителей.
Попутно выяснили, что доля «демонстрирующих признаки психологического неблагополучия» студентов из наименее обеспеченных семей составила 84%, в то время как среди студентов из наиболее обеспеченных семей – 67%. Но сегодня пандемия идет на спад, и вроде бы вопрос психологической помощи должен уходить на второй план. Однако в министерстве смотрят на тему несколько шире.
Григорий Гуров подчеркнул, что в министерстве рассматривают психологическую службу в университете как «часть работы с молодежью, в том числе в контексте воспитания». По его словам, психологическая служба может помочь в решении ключевых государственных задач и задач высшей школы. Благодаря налаженной работе такой службы, например, можно создать в университете «доверительную среду».
«Психология в вузе – это не про предотвращение депрессий, это про раскрытие таланта и потенциала человека. Мир может измениться так, что все идентификации исчезнут, и самый главный вопрос – кто я и как остаться верным себе», – считает Ксения Горячева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
Хотя и проблему депрессивных состояний у студентов без внимания не оставляют. «Проблемы, связанные со взрослением, зрелостью, счастьем, психологическим благополучием занимают пока малую долю в психологических исследованиях. А это направление также является важным», – отметил в своем выступлении Эдуард Галажинский, вице-президент Российской академии образования, ректор Томского государственного университета. Современная психология, по его словам, до сих пор концентрируется на проявлениях депрессии. Исследования, которые в том числе РАО проводит, показывают, что более 20% первокурсников сталкиваются с эмоциональными проблемами, связанными с повышенной возбудимостью, склонностью к депрессивным состояниям, частыми сменами настроения, тревожностью. Он же обратил внимание на отсутствие национальной диагностической базы, стандартизованных психологических инструментов, что подтверждает необходимость формирования системы психологических служб в вузах страны.
«Российская академия образования подготовила проект концепции организации психологического сопровождения в высшем образовании, который рассматривается в министерстве. Сегодня представители профессионального сообщества, психологи вузов поддержали основные положения, которые вошли в эту концепцию. Надеюсь, что в ближайшее время общим профессиональным фронтом мы начнем реализацию этих мероприятий», – отметил в своем выступлении и.о. вице-президента РАО, декан факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Басюк появление в ближайшее время нового документа. Психологическое здоровье студентов становится важным трендом будущего обучения.