Двоечник – это не обязательно отъявленный хулиган, просто ему неинтересно в школе. Фото PhotoXPress.ru
В Российской академии образования (РАО) проходит международная ассамблея «Ученик в современном мире: формула успеха». Цель мероприятия – популяризация новых научных подходов к решению актуальных вопросов школьного образования, содействие профессиональному развитию педагогов.
Даже названия докладов, которые подготовили ученые РАО, указывают на то, что тема неуспеваемости и в целом неуспешности учеников – одна из самых сложных. Например, выступление доктора биологических наук, профессора, член-корреспондента РАО Регины Мачинской начиналось со слов: «Почему стремление подростков к успеху может привести его к… неуспеху».
Ученый на основе сопоставления данных нейроморфологических, нейрофизиологических, нейрокогнитивных и нейропсихологических исследований показала специфическое участие различных участков префронтальной коры головного мозга в избирательной регуляции и организации целенаправленного поведения подростков. Что влияет на поведение подростка, как влияет. Какие гормоны и как.
«Школьная успешность наших детей зависит не только от процесса и методик обучения, но и от состояния их здоровья, – заявил заместитель президента РАО, академик РАН Геннадий Онищенко. – Мы должны сохранять психологическое и физическое здоровье детей, в том числе заботиться об обеспечении их горячим питанием, следить за тем, в каких условиях обучаются дети. Педагог обязательно должен знать основы детской физиологии». Он же напомнил, что всего лишь несколько лет назад практически каждый педагог имел основы медицинских знаний, которые ему дали в качестве учебных дисциплин в педагогических институтах.
Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Виктор Басюк рассказал о результатах опроса родителей, школьников и учителей, проведенного накануне ассамблеи. По этим данным, больше половины педагогов считают, что сопровождение учеников, испытывающих трудности в обучении, не является их прямой обязанностью, а более трети родителей ничего не знают, либо слышали, но не погружены в тему. Это создает ситуацию, когда ребенок может оказаться со своими сложностями один на один, отметил Виктор Басюк.
«У нас 20% детей не достигают функциональной грамотности к окончанию средней школы», – подчеркнула в своем выступлении президент РАО Ольга Васильева. В 1957 году ЮНЕСКО впервые предложило понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые на тот момент предполагали наличие базовых навыков чтения, счета и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи в социуме. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.
В начальной школе 29% школьников, привела Ольга Васильева в пример данные исследований РАО, говорят, что им не нравится учиться в школе, а 20% демонстрируют отсутствие интереса к математике. К средней школе этот процент не возрастает. Затем добавляется потеря интереса к биологии, физике, химии. Одна треть школьников категорически отметает желание даже поинтересоваться этими предметами.
Доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО Владимир Собкин, профессор РАО Виктория Пичугина, проректор РГГУ Лариса Пастухова добавили в тематику конференции любопытные детали.
Владимир Собкин, например, обратил внимание аудитории на гендерный дисбаланс в педагогическом коллективе. Это тоже влияет на неуспешность учеников: школьное образование просто вопиет о необходимости иметь больше мужчин-учителей.
А вот Виктория Пичугина, занимающаяся антологией педагогического наследия Греции, привлекла внимание аудитории к детству Геракла и причинах подростковой агрессии. А заодно и особенности восприятия обществом в разные времена мужества и агрессии.
«Нужно грамотное психологическое сопровождение», – считает Ольга Васильева. Ученые РАО, по ее словам, начали большое исследование по сбору данных со школ. Важно научно обосновать и сделать выводы по всей системе образования.