В сознании современного молодого человека нарушено представление о норме. Фото PhotoXPress.ru |
Данные опросов российских школьников показали, что более 89% из них используют в общении нецензурную лексику. Педагоги подтверждают: проблема использования школьниками обсценной лексики – не чисто педагогическая или лингвистическая, а социальная.
В Российской академии образования председатель Координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Людмила Дудова представила результаты опроса общественного мнения о сквернословии в школьной среде. Ученые постарались установить источники появления нецензурных слов и выражений в речи подрастающего поколения, обозначить причины и ситуации их использования. И ситуация, по мнению исследователей, сложилась достаточно тревожная.
Как показали исследования, главные причины использования ругательств детьми – это «злость» – 76,2%, «то, что «их все используют» – 26,1%, «бессилие» – 19,4%, «неуважение к людям» – 10%, «ради уважения сверстников» – 4,1%.
По данным опроса, треть (31,8%) школьников и студентов используют нецензурную лексику, когда не могут по-другому выразить свои чувства, больше четверти (28,7%) отметили, что редко используют такие ругательства, 17% – никогда не используют, 11,6% – когда им очень плохо, а 10,9% – постоянно. Больше половины (54%) чувствуют при этом неловкость.
Участники круглого стола в Российской академии образования также поделились своими предложениями о том, как можно изменить ситуацию.
По мнению заслуженного учителя России, заведующего учебно-информационным отделом рязанского центра образования «Дистанционные технологии» Галины Карпачевой, основным способом влияния должен быть позитивный пример, благополучная среда, а не нотации и наказания. Если взрослые смакуют использование ненормативной лексики в разговоре – это прямое разрешение на использование ее у детей. «Родителям нужно заниматься «самоцензурой», – заявила учитель.
«Мне кажется, что проблема употребления обсценной лексики связана не только с речевой культурой. Сегодня это явление имеет более серьезное когнитивное основание. В сознании современного ребенка и молодого человека нарушено некое представление о норме. Более того, если вы посмотрите на словари и сравните их с теми изданиями, которые выходили 20 лет назад, то увидите, что норма словоупотребления стала гораздо менее жесткой, чаще стала указываться ее вариативность», – отметил и.о. академика – секретаря Отделения российской словесности, член-корреспондент РАО, доктор филологических наук, профессор Сергей Богданов.
Кстати, бранные слова употребляют молодые люди не только в обыденной речи. Они звучат и там, где должны быть образцы правильной речи. Декан факультета журналистики, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор, академик РАО Елена Вартанова провела обширное исследование на тему активных процессов изменения литературных норм в интернет-среде. Ни для кого не секрет, что именно там рождаются многие лексические и грамматические конструкции, не соответствующие нормам русского языка. Там же идет сегментация массовой аудитории. Появляются закрытые сообщества. В медиа процветает политический популизм. В обществе наблюдается значительное снижение уровня критического мышления.
На вопрос, что могло бы сделать наш язык экологичнее, отвечает исследование, которое провела заведующая кафедрой журналистики Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, профессор Ольга Лепилкина. Она представила опросы студентов – будущих журналистов. И среди факторов, которые могли бы характеризовать экологичность текстовой коммуникации, были названы следующие: отсутствие пустых и мусорных текстов; полнота и достоверность информации и отсутствие разного рода фейков.
Общение в соцсетях с использованием обсценной лексики большинство опрошенных студентов посчитало допустимым, но зависимым от ситуации. Студенты ответили также на вопрос, какие способы совершенствования современной речевой культуры они считают наиболее эффективными. Студенты заявили, что здесь диктует свое слово мода. Сделать модным умение говорить правильно – такую рекомендацию выбрали студенты. Негативно влияют на развитие русского языка, по мнению студентов, сокращение слов, недостаточная грамотность, вытеснение русских слов заимствованиями и активное употребление бранных слов.
Интересная мысль: мода влияет на употребление бранных слов. Так, может, для начала надо разобраться с модой?