Ректор Санкт-Петербургского Горного университета Владимир Литвиненко не считает бакалавров полноценными инженерами. Фото с сайта www.forpost-sz.ru
Наступление на бакалавриат продолжается. В конце марта председатель Ассоциации юристов Сергей Степашин заявил, что России надо выйти из Болонского процесса. И вот стало известно, что сенаторы разработали федеральный законопроект, согласно которому подготовка востребованных кадров должна осуществляться исключительно на уровне специалитета, то есть на базе пятилетнего образования. Об этом заявила председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Заявление Гумеровой было сделано на заседании комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре. Если документ будет принят, под его действие попадут инженеры, врачи и другие специалисты, которым необходимо овладеть не только базовыми навыками, но и уникальными.
Напомним, сегодня в некоторых вузах РФ специалитет все-таки сохранился. Но в основном после школы абитуриенты выбирают бакалавриат – первый уровень высшего образования. Двухуровневая система появилась в стране в начале нулевых, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу.
Как отметил в интервью «НГ» экс-министр образования и науки РФ, президент Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов, в бытность которого и вводилась двухуровневая система, в 1987 году Международное бюро просвещения ЮНЕСКО приняло решение не признавать дипломы российских вузов на базе пятилетнего образования на уровне магистров. Так как степени магистра должна предшествовать степень бакалавра (см. «НГ» от 31.03.22).
Эта ситуация и послужила спусковым крючком для срочного введения в РФ двухуровневой системы образования. И главной целью вхождения в Болонский процесс было формирование единого европейского образовательного пространства, чтобы российские дипломы признавалась за рубежом, в том числе в Европе и США.
Но сегодня политическая обстановка меняется. И даже анонсирован новый документ. «Разработан проект федерального закона, который гласит, что подготовка кадров, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики России, должна осуществляться исключительно с уровнем высшего образования – специалитета. Речь, в частности, идет об инженерах и врачах. Это обусловлено тем, что именно в рамках специалитета они имеют возможность получить уникальные навыки и компетенции. Овладеть не только базовыми, но и узкоспециализированными знаниями», – подчеркивает Лилия Гумерова.
Ректор Санкт-Петербургского Горного университета Владимир Литвиненко поддержал сенатора, посетовав на дефицит кадров в сфере добычи сырья. Большая часть госзаказа на подготовку кадров для горной и нефтегазовой отрасли осуществляется, по заявлению ректора Литвиненко, за счет образовательных программ бакалавриата, однако студентов, которые получают дипломы после четырех лет обучения, по сути, обучаясь в ускоренном режиме, при всем желании невозможно назвать инженерами. На рынке спрос на них невелик, поскольку бизнес не считает их доучившимися специалистами, пояснил он.
Пока сырье лежит в недрах, заметил ректор Литвиненко, это инертный потенциал. Для того чтобы его монетизировать, нужны компетентные специалисты, которые смогут результативно заниматься поиском и разведкой новых месторождений полезных ископаемых, увеличивать рентабельность их добычи, транспортировки и использования, повышать энергоэффективность. Но таких специалистов мало. И причина – большая часть государственного заказа на подготовку кадров для горной и нефтегазовой отрасли осуществляется за счет образовательных программ бакалавриата.
Окончательный список специальностей и направлений подготовки студентов, которые будут обучаться исключительно по программам специалитета, планируют сформировать к концу года.
Комментируя для «НГ» сложившуюся ситуацию, ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов отметил: «Болонская система дала нам возможность сравнивать наши достижения с другими вузами, и это огромный плюс. И одновременно она показала, что отбрасывать наши достижения никак нельзя. Разумное в Болонской системе оставить можно, но в целом она себя изжила, и дальнейшее ее развитие под вопросом. Многие страны – Китай, Корея, Индия – не признают эту систему. Пришло время сделать другую. Хотелось бы, чтобы от Болонской системы остался механизм сравнения учебных планов, чтобы студент, который переводится из университета в университет, заново не сдавал пройденные предметы. Конечно, если мы отменим у себя Болонскую систему, то должны предложить ей адекватную альтернативу».