Можно предположить, что первыми будут перепроверять учебники истории. Фото агентства «Москва»
Минпросвещения может потерять монопольный статус эксперта, допускающего к использованию школьные учебники. Для такой работы нужна многоэтапная научная и методическая экспертиза, подобная существовавшей в советское время.
В комитете Совета Федерации по образованию и науке предложили правительству РФ воссоздать систему экспертизы учебников, которая использовалась еще в советское время. «Нужно уходить от монополии Минпросвещения на все этапы работы с экспертизой, одобрением учебников, подбором экспертов, которые ее проводят, и утверждением организаций, которые должны издавать такие учебники», – считает замглавы комитета Екатерина Алтабаева.
По ее мнению, необходимо поднять уровень экспертизы на государственный уровень и «просить правительство РФ создать систему, которая существовала в советское время – многоэтапная научная и методическая экспертиза учебников, прежде чем они будут допущены к использованию в учебном процессе».
Законодатель также считает, что нужно отражать в учебниках и обучающих программах происходящие в настоящее время события. В частности, более подробно прописывать информацию об истории и культуре пространства, которое «населено восточными славянами, а именно русскими, белорусами и украинцами». Сенатор рассказала, что ознакомилась с содержанием учебников и обнаружила, что это кое-где упоминалось и фактически лишь «пунктиром».
Если посмотреть на историю вопроса, то приказ Министерства просвещения РФ об утверждении новой экспертизы учебников был зарегистрирован Министерством юстиции и вступил в силу относительно недавно, в 2020 году. Документ определял, что «власть» над экспертизой переходит к Минпросвещения РФ. Именно оно вправе назначить свои подведомственные организации на техническое обеспечение и сам процесс экспертизы, включая и подбор экспертов. А окончательное решение о включении того или иного учебника в федеральный перечень будет принимать подконтрольный чиновникам Научно-методический совет по учебникам.
До принятия этой процедуры издательства сами заказывали и оплачивали экспертизу в Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО), Российской академии народного хозяйства и госслужбы, в других организациях. В итоге издательства получали положительные отзывы, на основании которых их учебник и попадал в федеральный перечень. Перечень этот постоянно расширялся. Очень скоро стало понятно, что учителя тонут в этом море учебной литературы, в то время как реально используют 25–30% книг из всего перечня.
Кстати, в 2019 году впервые по инициативе Министерства просвещения была проведена дополнительная экспертиза. Во многих изданиях эксперты нашли фактические и методологические ошибки, неточности, устаревшую информацию. По результатам этой работы в федеральном перечне осталось 863 учебника: сокращение более чем на треть. Тогда же и была создана комиссия по совершенствованию процедуры экспертизы. Попутно Научному совету РАО по цифровому образованию было поручено подготовить предложения по экспертизе электронных учебников и учебных пособий.
Как только проект экспертизы был в 2020 году обнародован, представители РАН, эксперты в сфере образования и депутаты Госдумы выступили с критикой в адрес Министерства просвещения РФ из-за внесенных изменений в действующий порядок экспертизы. Главная претензия – процесс проведения экспертизы учебников, сконцентрированный исключительно в руках Минпросвещения, может привести к ухудшению качества контента, еще большей монополизации рынка…
Как мы видим, сегодня экспертиза опять может уйти из-под эгиды Минпросвещения. Ее предлагают сделать многоступенчатой и научной.
Глава комитета СФ по науке, культуре и образованию Лилия Гумерова поддержала идею введения госэкспертизы. По крайней мере для учебников по гуманитарному блоку школьных предметов. При этом она напомнила, что информация в учебниках должна даваться «под призмой государственной политики».
Сенатор Людмила Скаковская отметила, что существующее сейчас количество учебников по одному предмету слишком велико и его необходимо уменьшить. Скаковская привела в пример курсы начальной школы по русскому языку и литературному чтению: издано 60 и 50 различных учебников соответственно.
Можно предположить, что первыми новой госэкспертизе будут подвергнуты учебники истории. Кстати, на днях экспертный совет предложил ввести для непрофильных вузов, таких как аграрные, медицинские, транспортные и т.д., единый стандарт по содержанию учебников. В них должны быть освещены события, которые повлияли на развитие России. Это, к примеру, две отечественные войны, Гражданская война, создание Советского Союза и его распад. При этом, по мнению экспертов, эти события преподаватели должны анализировать со студентами в дискуссиях.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ, анонсировал это начинание так: «Хотим развернуть целую серию летних школ для преподавателей-историков и студентов-историков и специальные курсы для преподавателей, особенно молодых, с тем чтобы это были полноценные дискуссионные площадки». Эксперты разработают рекомендации по преподаванию истории в вузах. Также совет займется противодействием фальсификации истории России.
По мнению председателя комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, все участники одного из последних заседаний межведомственной комиссии по историческому просвещению под руководством помощника президента РФ Владимира Мединского единодушны в том, что историческое просвещение в школах и вузах нужно менять. По его словам, уже разрабатывается концепция преподавания школьного курса всеобщей истории, в которой акцент будет сделан не только на истории Европы, но и Азии.
Также Александр Хинштейн предложил ввести обязательный единый государственный экзамен по истории. До него с аналогичным предложением выступил заслуженный учитель России Александр Снегуров. Похоже, за экспертизу и историю возьмутся серьезно.