Каждый шестой российский студент считает удачу главным фактором успеха в бизнесе. Фото со страницы Института правоведения и предпринимательства в «ВКонтакте»
Молодые россияне все чаще задумываются над тем, нужно ли им высшее образование. Играет свою роль желание быстрей выйти на рынок труда и большой в последние годы вклад государства в развитие системы среднего профессионального образования. Депутаты Госдумы инициировали обширную программу обучения студентов предпринимательству. Между тем со студенческим предпринимательством картинка выглядит неоднозначно.
По данным опросов, которые провели ГК «ЭФКО» (крупнейший агропромышленный холдинг) и АНО «Россия – страна возможностей», среди 10 тыс. студентов российских вузов со всей страны 61% заявили, что рассматривают возможность начать свое дело. При этом четверть из респондентов хотят стать предпринимателями в ближайшее время. И лишь очень малая часть уже является предпринимателями.
Причин этого status quo много. От недостатка ресурсов и стартового капитала до неумения завязывать полезные знакомства и боязни осуждения окружающих. Мол, для того ты столько лет учился, чтобы… торговать. Кстати, самыми перспективными отраслями для открытия своего бизнеса студенты видят сферу услуг (19%), торговлю (14%), искусство и моду (11%), культуру и творчество (10%), а также маркетинг (8%). В топ-10 популярных направлений вошли FoodTech (сервисы доставки продуктов, разработка новых продуктов питания), EdTech (образовательные сервисы), а также MedTech (медицинские технологии).
Доля активных предпринимателей в России на сегодняшний день составляет 7%, и это несколько ниже, чем в международной выборке (11%). Любопытно, что россияне характеризуются гораздо более сильной эмоциональной связью и чувством общности со своим бизнесом по сравнению со студентами из других стран. Но при этом несколько ниже оценивают успешность своей деятельности, чем студенты в целом по всем странам.
Большинство отечественных студентов рассчитывают получить работу по найму сразу после окончания вуза (74%). Это также соответствует полученным ответам по международной выборке.
Многие выпускники вузов предпочли бы работать в крупных компаниях или компаниях среднего размера. Главный критерий привлекательности крупных компаний для студентов – размер заработной платы, а также комфортные условия труда, дружелюбная атмосфера, гибкий график и возможность удаленной работы. Важный фактор для построения карьеры – амбициозные проекты, прозрачные пути роста и развития, репутация компании. И только около 14% российских студентов готовы пойти работать в небольшие фирмы с численностью сотрудников менее 50 человек.
Создать свой бизнес с нуля после вуза хотят 9% студентов, что совпадает с аналогичным показателем в мире. Карьеру преемника существующего семейного бизнеса определили для себя 4,6% респондентов в России, а в международной выборке процент еще меньше – 2,5%. Не определившихся с карьерными планами в России 12,4%, что несколько выше международного показателя. То есть распределение, по российской выборке, в отношении карьерных устремлений студентов сразу после окончания вуза если и отличается, то несущественно.
Однако ситуация начинает меняться, когда речь заходит о карьерных предпочтениях спустя пять лет после окончания учебы. Более половины наших студентов (50,4%) хотят открыть собственную фирму, стать предпринимателями. За рубежом данный показатель составляет 34,7%. При этом практически все студенты (94%) уверены, что для будущей работы важны стажировки уже во время учебы в университете. Большая часть (63%) согласна на прохождение практики онлайн.
Мнения относительно преимуществ работы на себя у студентов разделились. Каждый четвертый считает, что это позволит реализовать свои идеи и создать новые инновационные продукты, для 20% важна зарплата, которая зависит только от них. Возможность выбирать проекты и задачи, которые нравятся, а также перспектива стать успешным бизнесменом с именем, получить признание и уважение в обществе привлекает треть опрошенных. Отсутствие начальника и гибкий график важны лишь для 9% студентов.
Для развития молодежного предпринимательства студенты предлагают привлекать их к реальным проектам, создавать специальные программы поддержки и льготы, добавлять в учебную программу специальные практико-ориентированные курсы. 83% студентов считают, что для успеха в предпринимательстве надо иметь бизнес-образование. Около 60% отметили, что важен продуманный бизнес-план, а 40% считают, что успех кроется в верно определенной потребности аудитории и высоком спросе. Студенты также отмечают, что важно иметь инновационную идею и правильно определить свою аудиторию. Каждый шестой назвал главным фактором успеха в бизнесе удачу.
Любопытно, что 3% студентов считают, что добиться успехов в области предпринимательства проще женщинам. 26% уверены, что мужчинам заниматься бизнесом легче. Большинство же (71%) ответили, что пол не влияет на успехи в предпринимательстве.
Но самое интересное в другом. Социологами было установлено, что в российских студенческих стартапах склонность к поиску нового представлена в большей степени, нежели склонность к использованию существующего. А вот в международной выборке наблюдается противоположная картина. Не перевелись еще в России изобретатели.
По словам председателя Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Антона Ищенко, больше всего изобретений приходится сегодня на сферы сельского хозяйства, энергетику, транспортные отрасли и медицину. В Роспатенте заявили, что только за полгода пандемии в ведомство поступило 340 заявок на различные изобретения и полезные модели в области борьбы с COVID-19.