Ученик – соавтор процессов обучения и преподавания. С этим согласны более половины респондентов. Фото PhotoXPress.ru
Ежегодно Институт образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) и Лаборатория искусственного интеллекта и человеческих языков Института онлайн-образования (Пекин) готовят публичный доклад Innovative Pedagogy. В нем анализируются тренды, которые влияют на сферу образования, но еще не получили широкого распространения.
В 2021 году в доклад Innovative Pedagogy вошли 10 ключевых трендов, которые, по мнению составителей, значительно повлияют на мировую образовательную среду. Лаборатория инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» провела опрос среди российской аудитории (эксперты и школьники из 70 регионов России). Участникам опроса было предложено ответить на вопрос: какие из обозначенных трендов наиболее актуальны для российской системы?
Наибольшую поддержку отечественной аудитории (55%) вызвало утверждение, что ученик – соавтор процессов обучения и преподавания. На Западе считают, что в ближайшие годы появится больше возможностей для учащихся стать соавторами образовательного процесса либо на волонтерских основаниях, либо в роли консультанта или исследователя. И более половины российской аудитории с этим согласились.
А вот совсем не поняли у нас тренд на «культурно-значимое обучение через хип-хоп». Международные эксперты абсолютно серьезно рассматривают такое направление. Они полагают, что оригинальная подача учебного контента в рэп-формате могла бы повысить вовлеченность ученика в школьный процесс. Во многих колледжах и университетах, таких, например, как Стэнфордский и Мичиганский, формы хип-хопа изучаются в рамках различных предметных дисциплин: английский язык, социология, лингвистика, танцы, антропология и музыка. Там же были проведены исследования, что этот подход для определенных групп учащихся приносит пользу с точки зрения развития критического мышления, взаимоотношений учителя и ученика и т.д.
Не оценили отечественные инноваторы и такой мировой тренд, как «Работа с настроением ученика для более эффективного обучения». Он предполагает образовательный опыт, построенный на создании позитивных впечатлений. Это, как утверждается, «расширяет личное развитие учащихся, помогает им быстрее закрепить новые знания благодаря приобретению положительных эмоций в образовательном процессе». Но вот «настроенческий» подход в образовании не очень задел россиян.
Еще меньше оценили россияне «Благодарность как педагогический подход». А вот западные эксперты считают, что это помогает учащимся улучшить отношения с учителями и сверстниками и глубже осознать свою роль в учебной среде. Благодарность может повысить сосредоточенность на учебе. Применение благодарности учителем в качестве педагогического метода в классе на уроке может, по мнению авторов доклада, улучшить психическое здоровье и благополучие учащихся и самих учителей. Впрочем, что такое «педагогический подход», не очень понятно; похоже на тавтологию. Это, видимо, и смутило россиян.
Треть голосов наших соотечественников набрал тренд «Расширенная реальность». Чувствуется, что IT-технологии молодым и деловым людям явно ближе по духу. Они создают возможности для дистанционного взаимодействия, одновременного взаимодействия с физическими и виртуальными объектами, дистанционного общения, путешествий во времени и т.д.
Так же, как и вышеупомянутый тренд, «Использование чат-ботов для обучения» тоже вызвало повышенный интерес у российской аудитории. Чат-боты – один из новых инструментов в обучении. Эти компьютерные программы обладают функционалом, позволяющим ответить на вопросы учащегося, задать собственные вопросы, а также освоить учебный материал даже в отсутствие учителя. Многие чат-боты работают на основе технологии искусственного интеллекта. В будущем чат-боты можно будет использовать для анализа потребностей учащихся, моделирования процесса персонального обучения, а также для диагностики их способностей.
Большой интерес российской аудитории вызвал и такой тренд, как «Педагогика, основанная на научных данных». Такая педагогика дает ответы о построении наиболее эффективного обучения в конкретно взятой области. Научные данные должны помочь учителям в выявлении и применении передовых методов, развенчании вредных мифов о преподавании и улучшении текущего обучения.
Мировой тренд «Равные возможности доступа учащихся к образованию» – один из наиболее серьезных вызовов для современной педагогики. Его поддержали почти 38% опрошенных. Барьеры для обучения у учащегося могут возникать на разных уровнях: персональном, культурном, социальном, отмечают авторы исследования. Важно найти нужные педагогические приемы достижения «равенства» в обучении для каждого из учащихся.
Почему-то мало кто в российской аудитории отметили такой тренд, как «Дистанционные технологии для изучения иностранных языков». Почти все опрошенные школьники уже пробовали дистанционные занятия по языку, но видят в них скорее не элемент школьной программы, а лишь инструмент дополнительного образования.