Фото агентства городских новостей "Москва"
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опросов на тему, кто, по мнению россиян, несет ответственность за воспитание детей. Оказалось, что в нянь и бабушек теперь верят мало. А вот школа здесь – в лидерах.
Воспитанием детей прежде всего должны заниматься оба родителя, полагают 44% опрошенных. Мужчины чаще, чем женщины, склонны считать, что детей должны воспитывать родители в равной степени (47% и 41% – среди женщин). Среди россиян 25–34 лет более половины считают так же (63%). Представители старших возрастных групп тоже в основном придерживаются этой позиции.
Россияне с высшим (46%) и неполным высшим образованием (31%) склонны думать, что воспитание – это забота семьи и школы. Еще 12% наших сограждан ответили, что помимо родителей должны участвовать в воспитании их детей бабушки и дедушки. Среди россиян с неполным средним образованием так считает каждый пятый (21%).
Наименее распространены убеждения о первостепенной роли в воспитании матери и профессиональных нянь (по 1%). И это, кстати, несколько отступает от традиционных представлений о семье, которые главенствовали в прошлые века, когда основная часть заботы о детях ложилась на мать, а отец эпизодически проявлялся в жизни ребенка. Классическое распределение ролей, привычное нашему пониманию: отец – добытчик, мать – хранительница семейного очага. Но сегодня гендерные роли изменились. И новое исследование ВЦИОМа – еще одно тому подтверждение.
Итак, судя по новым данным, закрепляется тенденция привлечения отцов к воспитанию детей. Кстати, этот тренд поддерживается и на государственном уровне: 17 октября 2021 года россияне впервые отметили День отца. Он был установлен указом президента РФ. Новый праздник, как было объявлено, направлен на укрепление института семьи и должен повысить значимость отцовства в воспитании детей.
Современные исследования ученых Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» показывают, что влияние со стороны отца отличается от такового со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Если отец включается в жизнь ребенка, то сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», активно участвующих в воспитании детей, позволяет сделать вывод о том, что отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Что касается воспитательной роли «прародителей», то здесь тоже наметились явные изменения. Ранее в советских семьях старшее поколение (особенно бабушки) были, по сути, бесплатными няньками и домоправительницами, а те их них, кто имел хорошее образование, – еще и домашними репетиторами своих внуков, отмечают аналитики НИУ ВШЭ. Но при этом к старшему поколению имели уважение, к ним прислушивались. Они передавали знания о родительстве.
Сегодня, согласно опросам, бабушки помогают семьям своих детей материально, но их опыт малоинтересен для детей и внуков. Кстати, эта ситуация характерна не только для России.
Исследователи НИУ ВШЭ опросили родителей и сделали вывод, что старшее и среднее поколения нередко расходятся во взглядах на воспитание детей. 20% матерей отмечают, что родные и друзья критикуют их методы воспитания и ухода за ребенком. 30% признают, что им сложно договориться с близкими по этим вопросам.
Что касается школы, то 46% россиян склонны считать, что воспитание – это ее забота тоже. А 49% родителей согласны с тем, что школа действительно влияет на формирование личности подростка.
Хотя запрос на воспитательную работу школы очевиден, сама школа, выполняя эту миссию, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды. Причем эта среда часто агрессивно настроена к ребенку. И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими».
Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие. Родители отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%.
Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формируют у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.
Социологи измерили и потребность родителей в том, чтобы вернуть в мир детей четкие нравственные установки. Респондентам предложили оценить справедливость двух высказываний: «Сегодня детям в первую очередь нужно прививать прагматичные, рациональные правила поведения» и «Детей нужно прежде всего воспитывать в нормах морали, прививать им духовные ценности». Показательно, что за второе утверждение проголосовало большинство – 79,4% – родителей, а за первое – 4,7% родителей.