0
7226
Газета Образование Печатная версия

09.03.2022 18:59:00

Университетам потребуются другие рейтинги

Отечественные вузы больше "невидимы" как место для получения образования

Тэги: высшее образование, вузы, рейтинги, санкции, рф, белоруссия, украина, военная спецоперация, защита, донбасс

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

Все статьи по теме "Санкционные войны"

высшее образование, вузы, рейтинги, санкции, рф, белоруссия, украина, военная спецоперация, защита, донбасс По мнению Ольги Васильевой, необходимо усиление отечественных изданий и журналов других стран, ориентированных на русский мир. Фото с сайта www.rusacademedu.ru

Рейтинговое агентство QS (Quacquarelli Symonds) решило прекратить работу в России и исключить из новых рейтингов российские и белорусские вузы из-за ситуации в Украине. «Мы скроем российские и белорусские организации из новых рейтинговых списков QS и прекратим продвижение российских университетов и России как страны для учебы. Мы прекращаем любое взаимодействие с новыми клиентами в России и приостанавливаем активное взаимодействие с российскими клиентами», – отмечается в пресс-релизе агентства.

Нельзя сказать, что отечественная система высшего образования не была к этому готова. Буквально на днях стало известно, что правительство РФ планирует отменить требование наличия публикаций в зарубежных изданиях при выполнении федеральных проектов, программ, госзаданий на научные исследования. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки РФ оперативно внедрить собственную систему оценки эффективности научных исследований.

Также президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева в кулуарах Общего собрания РАО заявила буквально следующее: «На фоне происходящих событий обостряется проблема ориентации наукометрии на публикации в зарубежных журналах. Мы уже давно говорим о том, что определение статуса и уровня исследований и ученых на основании публикаций только в изданиях, индексируемых в зарубежных наукометрических базах Scopus и Web of Science, ошибочно: эти структуры коммерциализированы».

По мнению Ольги Васильевой, нам необходимо отходить от этой практики, повышать статус российских научных изданий. Она подчеркнула, что необходимо усиление отечественных изданий, журналов стран СНГ и других государств, печатающих статьи на русском языке и ориентированных на русский мир…

«Хочу подчеркнуть, что мы не собираемся изолироваться от мировой науки, будем продолжать публиковаться в ведущих журналах, нужно помогать ученым и соискателям в этом, – пояснила президент РАО. – И необязательно это должны быть издания из США, Германии или Великобритании. Есть журналы высокого уровня в Китае, Латинской Америке, Индии. Вместе с тем представляется целесообразным пересмотреть критерии для защиты диссертации в России, в частности требования к публикации соискателя в журналах систем Web of Science и Scopus. Пересмотреть требования к переизбранию преподавателей, профессоров вузов, не требовать от них публикации там. И, что очень важно, эти изменения нельзя затягивать. Людям надо защищаться и переизбираться уже сегодня».

Напомним, что на сегодня цитируемость публикаций ученых и преподавателей вузов – один из важнейших критериев оценки вузов в международных университетских рейтингах. Что касается компании QS, то она публикует рейтинг лучших вузов мира с 2004 года и оценивает учебные заведения по шести критериям. Среди них – академическая репутация (40% от общего балла), соотношение преподавательского состава и числа студентов (20%), индекс цитируемости (20%), репутация среди работодателей (10%), доля иностранных студентов (5%) и доля иностранных преподавателей (5%).

И в последнее время отмечаются случаи, когда международные научные журналы стали отказывать российским ученым в публикациях научных работ.

Напомним также, что Россия, приняв в 2013 году программу «5–100» (пять вузов – в топ-100 мировых университетов к 2020 году), активно включилась в борьбу за высокие места в международных рейтингах. На эти задачи были выделены десятки миллиардов рублей. Но сегодня мы отмечаем, что ни один из отечественных вузов не вошел в искомую сотню вузов мира (МГУ им. М.В. Ломоносова не входил в программу «5–100», поэтому не в счет). Кстати, в основном участники программы стремились войти в рейтинг компании QS.

Рейтинг QS хоть и престижный, но не единственный. В мире существует несколько сотен национальных рейтингов, зарегистрированных IREG-обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству, а также не менее 10 престижных мировых рейтингов (их количество увеличивается с каждым годом). В число наиболее популярных и признанных мировым сообществом глобальных рейтингов входят академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities – ARWU), QS World University Rankings, рейтинг британского еженедельника The Times Higher Education (ТНЕ WUR), набирающий вес шанхайский рейтинг и др.

Сама система рейтингования ведущих университетов мира задумана как система объективной оценки ежегодных достижений университетов, производимой широким кругом экспертов разных стран. Но ректоры ведущих вузов РФ при этом неоднократно отмечали, что список этих экспертов, выбранных, например, той же системой QS, случаен. Не совсем понятно, каким образом попали сюда те или иные люди. Наиболее вероятная причина их попадания – «по встречающимся фамилиям исследователей в системах учета публикаций».

Не раз на совещаниях ректоров отмечалось, что на конечную оценку рейтинга QS влияет количество экспертов по странам, но его определяют руководители этой рейтинговой системы. В системе преобладают представители англоязычных стран, и это влияет на конечный результат. В Великобритании, например, система создавалась для привлечения в первую очередь студентов из стран Британского Содружества. Интернационализация образования рассматривается Великобританией в качестве идеологического ресурса.

Чуть ли не с 2003 года, после того как Россия присоединилась к Болонскому процессу, недовольство по этому поводу со стороны руководства отечественных вузов было практически все время. На протяжении ряда лет ректоры наших вузов говорили, что рейтинговая система в основном подчинена определенным вкусовым предпочтениями ее авторов, в связи с чем целесообразно развивать свой собственный рейтинг. Хвалили китайцев, которые вывели свой рейтинг в лидеры глобальных рейтингов.

В итоге решение о национальном рейтинге все же было принято: с 2005 по 2007 год официальный рейтинг среди университетов России проводило Министерство образования. В 2008 году появился национальный рейтинг, осуществляемый независимым рейтинговым агентством «РейтОР», с 2009-го – рейтинг ИА «Интерфакс», а в 2012 году началась публикация рейтинга вузов «Эксперт РА».

За годы пребывания в Болонской системе мы привыкли к разговорам о том, что высокие позиции вуза на глобальном уровне представляют собой серьезный вклад в формирование имиджа страны, играют на повышение и привлечение инвестиций в сферу высшего образования, увеличивают долю образовательных услуг в структуре экспорта страны. Наверное, трудно будет перестраиваться сегодня. А самое главное – спокойно принять тот факт, что столько денег было потрачено не на то. 


статьи по теме


Читайте также


Белоруссия вступила в санкционную войну с Литвой

Белоруссия вступила в санкционную войну с Литвой

Дмитрий Тараторин

Минск наложил запрет на импорт ряда товаров из недружественной страны

0
860
Из Сеула полетела критика в адрес Москвы и Пекина

Из Сеула полетела критика в адрес Москвы и Пекина

Владимир Скосырев

Южная Корея может поучить соблюдению гражданских свобод даже союзников США

0
678
Коммунисты наблюдали за выборами по привычке

Коммунисты наблюдали за выборами по привычке

Дарья Гармоненко

Последующие попытки оспорить результат зависят от итогового номера левого кандидата

0
1450
Проблему регионального долга Россия и Китай решают по-разному

Проблему регионального долга Россия и Китай решают по-разному

Ольга Соловьева

Пекин рекомендует закредитованным провинциям сдерживать свои расходы

0
1501

Другие новости