Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко считает, что аспирантуру надо сократить минимум в три раза. Фото фонда «Росконгресс»
Уже многие годы поднимается вопрос о статусе аспиранта. В 2013 году был принят новый федеральный закон «Об образовании в РФ», который внес кардинальные изменения в систему высшего образования, определив аспирантуру как третью ступень высшего профессионального образования вслед за бакалавриатом и магистратурой. Это привело в том числе и к тому, что сократилось количество защит диссертаций. Как сделать, чтобы изменить это положение? Новое исследование, проведенное Российской академией образования, проливает свет на эту проблему.
Итак, после окончания обучения в аспирантуре сегодня выдается диплом об освоении программы подготовки научно-педагогических кадров (программа высшего образования). И этот диплом не связан с защитой диссертации и получением диплома кандидата наук. Защита диссертации и получение диплома кандидата наук прописаны отдельно. Аспирант, успешно защитивший диссертационную работу и прошедший обучение в аспирантуре, получает два диплома – об окончании аспирантуры и диплом кандидата наук.
Такое положение дел вызывает споры в научном сообществе. Президент Российской академии наук Александр Сергеев считает, что такой статус аспирантуры не открывает аспирантам путь в науку. Сегодня в стране, по его словам, в исследовательском секторе работает около 700 тыс. человек, из них половина – ученые. В аспирантуре обучается около 20 тыс. человек, а диссертацию защищают на выходе только 13%. Это крайне мало.
Поэтому усиленно лоббируется предложение, что аспирантура должна стать «системой подготовки научных кадров». На совместном расширенном заседании президиума Госсовета и Совета при президенте РФ по науке и образованию, которое прошло в Кремле 6 февраля 2020 года, ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко поднял вопрос об аспирантуре. «Ее (аспирантуру. – «НГ») надо сократить минимум в три раза, так как если мы готовим научно-педагогические кадры, то они должны быть мирового уровня. Надо инвестировать в стажировки, двойные защиты: здесь он защищает кандидатскую, а зная язык, он одновременно там становится доктором философии», – считает Литвиненко.
Несколько ранее, 24 декабря 2021 года, на совместном расширенном заседании Госсовета и Совета при президенте РФ по науке и образованию этот вопрос отдельно не проговаривали, но упоминали: проблемы с аспирантурой есть, но они постепенно решаются. Президент РФ Владимир Путин по этому вопросу сказал следующее: «Отдельно остановлюсь на вопросах поддержки молодежи. Благодаря Российскому научному фонду уже сформирована целостная система грантов для молодых ученых от проведения небольшого исследования до руководства научным коллективом. Убежден, что такие же понятные единые механизмы поощрения должны быть созданы и для аспирантов. Речь, конечно, о тех начинающих ученых, которые серьезно занимаются наукой, показывают результаты, уже работают в интересах региона, готовы внедрять там свои разработки».
В этой связи важно понимать, кто они – аспиранты в РФ? И почему они так неохотно выбирают научную карьеру? Ученые Российской академии образования под руководством академика РАО, научного руководителя лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимира Собкина создали «портрет» российского аспиранта. Их выводы основаны на анализе данных анонимного анкетного опроса, в котором приняли участие 803 учащихся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой ученых в области наук об образовании, а также педагогических вузов. Цель исследования, которое продолжалось с 2018 по 2021 год, – изучение особенностей социального самочувствия аспирантов.
Анализ удовлетворенности аспирантурой показал, что более половины респондентов считают программу обучения оптимально выстроенной. Каждый пятый отмечает, что она избыточна и могла бы быть сокращена, 11,2% характеризуют программу как недостаточную. В основном аспиранты позитивно оценивают соответствие программы обучения современному состоянию науки, но также каждый пятый опрошенный считает, что «программа обучения содержит много устаревшего материала и нуждается в обновлении».
Аспиранты в наибольшей степени не удовлетворены занятиями по развитию научно-исследовательских компетенций, связанных непосредственно с проведением эмпирических исследований. Не удовлетворяют их также полученные навыки обработки данных, анализа результатов эмпирических исследований и способности организовать научную коммуникацию на современном уровне.
Исследование показало, что 74,2% аспирантов оптимистично оценивают свои личные перспективы, 23,5% – сомневаются в том, что их жизнь сложится удачно, и лишь 2,2% испытывают однозначные негативные эмоции в связи со своим будущим.
При изучении миграционных установок аспирантов выяснилось, что работать за границей на постоянной основе хотели бы 20,7%. Не желают переезжать на постоянное место жительства за рубеж 58,2% аспирантов, а 21,1% о жизни в другой стране не задумывались. Ученые поясняют, что аспиранты, планирующие жить и продолжать работать в России, существенно чаще указывают на значимость для них профессионального развития в науке.
Для 64,5% российских аспирантов в области педагогических наук решение пойти после окончания вуза в науку связано с желанием профессионально развиваться, еще 41,6% видят в прохождении этого этапа обучения возможности для карьерного роста, а 39% замотивированы материальным вознаграждением. Главным же препятствием к тому, чтобы выбрать для себя карьеру ученого, 61,9% российских аспирантов в области наук об образовании считают низкую заработную плату.
комментарии(0)