У некоторых учителей до сих пор остаются трудности с созданием цифрового контента. Фото Сергея Конькова/PhotoXPress.ru
Министерство труда России разработало проект профессионального стандарта для педагогов (учителей), которые могут заниматься педагогической деятельностью в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования. Стандарт должен вступить в силу с сентября этого года и будет действовать до сентября 2028 года.
Нынешний профстандарт для учителей действует с 2013 года. Авторы документа уточняют, что стандарт актуализировали с учетом цифровых технологий в рамках национального программы «Цифровая экономика РФ». Кроме того, за это время изменились и другие ключевые документы – в частности, изменения были внесены в закон «Об образовании».
Помимо обычных функций педагога, авторы проекта представили подробную информацию о том, о каких знаниях и умениях идет речь в цифровой сфере. Так, в соответствии с проектом профстандарта, учителя должны владеть компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе уметь пользоваться ресурсами информационной образовательной среды и цифровых технологий.
Также они должны: уметь подготовить и провести мероприятия в школе с использованием видеосервисов. Управлять видеоконференциями, используя необходимое для этого оборудование; адекватно использовать средства цифровых коммуникаций с учениками, соблюдая нормы информационной безопасности и защиты персональных данных; участвовать и создавать собственные ресурсы, в том числе аккаунты в социальных сетях, группы, блоги, видеосервисы, а также работать над учебными цифровыми материалами; применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе; вести документацию в электронном формате; применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения в индивидуальном подходе, а также для работы с детьми с особыми потребностями.
Проект документа предписывает педагогу формировать у учеников общие навыки по использованию ИКТ; обучать информационной безопасности в соответствии с возрастными особенностями школьников; учить использовать ИКТ в познавательной и творческой деятельности учеников; применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.
Стандарт фактически подчеркивает, что в системе российского образования абсолютно четко обозначены приоритеты информатизации общества. В связи с этим особую роль играет ИКТ-компетентность педагогов и учащихся. Напомним, что такой подход закреплен еще и в «Стратегии модернизации образования».
Дело в том, что дети, рожденные после 2010 года, дружат с ИКТ с самого раннего детства. Психологи дают им свою характеристику: «многозадачны». И эти многозадачные хотят учиться, только если им действительно интересно. Поэтому современные учителя просто вынуждены становится ИКТ-компетентными.
Результаты исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность педагогов», реализованного многопрофильным Аналитическим центром НАФИ весной 2019 года, показали, что, хотя педагоги в целом обладали высоким уровнем цифровой грамотности (87% среди школьных учителей и 88% среди преподавателей вузов), они демонстрируют весьма среднюю активность в применении цифровых технологий в педагогической деятельности.
Также исследование показало, что 30% педагогов использовали цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. Но при этом большинство учителей пользовались «нецифровыми способами ведения дистанционной работы». Проще говоря, в мессенджер родителям высылалось задание: прочитать такой-то параграф в учебнике. Или по электронной почте учеников просили выслать на проверку фото рабочей тетради.
И даже тотальное распространение интернета не вполне изменило эту картину. Дети по-прежнему читают учебник, учителя шлют домашние задания. При этом около 59% российских преподавателей в 2020 году заявляли, что являются активными пользователями социальных сетей. Согласно результатам исследования «Цифровая грамотность и ИКТ – компетенция российских педагогов», 90% учителей работа с компьютерами и иными гаджетами дается легко, а 69% интересны новые приложения, программы и ресурсы.
По данным портала «Учи.ру», у большинства педагогов уже сформированы навыки поиска и анализа информации в Сети. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента. Педагоги не понимают важность кибербезопасности, не умеют пользоваться облачными системами хранения.
До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование – это совершенно новый формат работы, которому надо учиться. Также учителя пока не осознали важности совместного творчества (кооперации) среди учителей.
Можно отметить, что Европейская модель компетенций педагога (Digital Competence of Educators, DIGCOMPEDU) предполагает принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков. Первый – цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Второй блок – это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят: цифровые ресурсы, их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование. В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся.
Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога – способствовать развитию современных навыков у школьников: информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.
комментарии(0)