0
6969
Газета Образование Печатная версия

26.01.2022 19:15:00

Разговаривать со школьниками нужно, но непонятно как

Самое трудное задание в итоговом собеседовании для девятиклассников – пересказ текста

Тэги: школа, итоговая аттестация, собеседование, диалог, экзаменатор, базовые навыки, текст, пересказ


школа, итоговая аттестация, собеседование, диалог, экзаменатор, базовые навыки, текст, пересказ Многие девятиклассники отмечают, что они испытывают затруднения во время диалога с экзаменатором. Фото агентства городских новостей "Москва"

Около половины российских школьников еще и не начинали подготовку к итоговому собеседованию по русскому языку. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного образовательной компанией MAXIMUM Education. До начала этого контрольного этапа осталось буквально несколько дней. Итоговое собеседование школьники пройдут 8 февраля.

Согласно документу «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», к государственной итоговой аттестации (ГИА) допускаются «обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку».

Организаторы ГИА считают собеседование важным, потому что направлено оно на проверку «коммуникативной компетенции обучающихся 9-х классов» – умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации и т.д.

Впервые опробовали систему устного экзамена в 2018 году. Тогда школьникам предлагали читать тексты про выдающихся людей. Кстати, немало учащихся на первом экзамене упорно произносили имя Жореса Алферова с ударением на первый слог. И, как рассказывали позже, не все учителя с этим справлялись. Так что беседовать со школьниками нужно!

Как показали опросы, на школу в вопросе подготовки надеются не все. Чуть более половины (51%) опрошенных готовятся к итоговому собеседованию с учителем в школе. 28% школьников занимаются самостоятельно (смотрят видео на YouTube, используют интернет-ресурсы, учебные материалы и сборники). 16% учащихся 9-х классов помогает репетитор. Еще 5% ребят готовятся к собеседованию на образовательных курсах.

Самым трудным заданием в итоговом собеседовании, по мнению 42% девятиклассников, является пересказ текста. Вообще умение пересказывать считается одним из базовых навыков школьной программы. Но с этим – беда...

Основная причина трудностей, по мнению психологов, кроется в непонимании прочитанного. Ребенок старается прочитать правильно и быстро, но при этом не вникает в суть. Для пересказа важно переключиться на осмысленное чтение. Немаловажную роль здесь играют способность концентрироваться и объем словарного запаса ребенка.

С концентрацией внимания дела обстоят не лучшим образом. Помнится, настоящий шок произвели в конце 2016 года результаты социологического исследования, проведенного по заказу Сбера. Психологи опрашивали и тестировали от дошкольников 5 лет до молодых людей возрастом 25 лет. Согласно их заключению, у подростков отмечается быстрое переключение внимания. Оно и понятно – «серфинг» в Сети вынуждает мгновенно ориентироваться в потоке информации и отсеивать ненужное, чтобы найти интересное именно для себя. Восемь секунд – таков средний период концентрации внимания на одном предмете. Всего восемь секунд!

По стандартам образования, дошкольник должен пересказывать 30% от смысла текста, младший школьник – 50%, а старший школьник – от 60% и больше.

Второе по сложности задание – монолог по одной из выбранных тем: в этом уверены 40% опрошенных школьников. Еще 16% девятиклассников отмечают, что они испытывают затруднения во время диалога с экзаменатором. И 2% школьников плохо справляются с чтением текста вслух.

Монолог не получается, потому что читают школьники все меньше и меньше. В этом компоненте показательна ситуация не только у нас в России, но и в США, например. Лишь 20% современных американских подростков читают книги, газеты или журналы каждый день. Но при этом больше 80% из них постоянно находятся в социальных сетях, сообщает Американская психологическая ассоциация на своем сайте. 36% школьников испытывают трудности с выражением своих мыслей устно.

При таких данных ожидать какого-то хорошего результата по результатам итогового собеседования сложно. Проблема еще и в том, что 40% девятиклассников не понимают, с какой целью проводится итоговое собеседование. Поэтому-то среди главных затруднений при подготовке заметная доля опрошенных (48%) называет большую ответственность, так как итоговое собеседование является допуском к основному государственному экзамену (ОГЭ). «Зачем нас так мучить?» – спрашивают дети. Кстати, для них это опять же проблема – большинство сомневаются, как правильно писать «мучать» или «мучить»? В основном пишут через «а».

А у 9% опрошенных проблема другая – не хватает времени на подготовку. И только малая часть школьников (7%) признается, что главная проблема на экзамене… их собственная лень. При этом свою готовность к итоговому собеседованию на данный момент школьники оценивают на 3,5 балла из 5. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верховный суд требует оригинальных решений

Верховный суд требует оригинальных решений

Екатерина Трифонова

Расхождения в текстах протоколов становятся все более существенными

0
2552
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2189
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2581
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
11028

Другие новости