Многие девятиклассники отмечают, что они испытывают затруднения во время диалога с экзаменатором. Фото агентства городских новостей "Москва"
Около половины российских школьников еще и не начинали подготовку к итоговому собеседованию по русскому языку. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного образовательной компанией MAXIMUM Education. До начала этого контрольного этапа осталось буквально несколько дней. Итоговое собеседование школьники пройдут 8 февраля.
Согласно документу «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», к государственной итоговой аттестации (ГИА) допускаются «обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку».
Организаторы ГИА считают собеседование важным, потому что направлено оно на проверку «коммуникативной компетенции обучающихся 9-х классов» – умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации и т.д.
Впервые опробовали систему устного экзамена в 2018 году. Тогда школьникам предлагали читать тексты про выдающихся людей. Кстати, немало учащихся на первом экзамене упорно произносили имя Жореса Алферова с ударением на первый слог. И, как рассказывали позже, не все учителя с этим справлялись. Так что беседовать со школьниками нужно!
Как показали опросы, на школу в вопросе подготовки надеются не все. Чуть более половины (51%) опрошенных готовятся к итоговому собеседованию с учителем в школе. 28% школьников занимаются самостоятельно (смотрят видео на YouTube, используют интернет-ресурсы, учебные материалы и сборники). 16% учащихся 9-х классов помогает репетитор. Еще 5% ребят готовятся к собеседованию на образовательных курсах.
Самым трудным заданием в итоговом собеседовании, по мнению 42% девятиклассников, является пересказ текста. Вообще умение пересказывать считается одним из базовых навыков школьной программы. Но с этим – беда...
Основная причина трудностей, по мнению психологов, кроется в непонимании прочитанного. Ребенок старается прочитать правильно и быстро, но при этом не вникает в суть. Для пересказа важно переключиться на осмысленное чтение. Немаловажную роль здесь играют способность концентрироваться и объем словарного запаса ребенка.
С концентрацией внимания дела обстоят не лучшим образом. Помнится, настоящий шок произвели в конце 2016 года результаты социологического исследования, проведенного по заказу Сбера. Психологи опрашивали и тестировали от дошкольников 5 лет до молодых людей возрастом 25 лет. Согласно их заключению, у подростков отмечается быстрое переключение внимания. Оно и понятно – «серфинг» в Сети вынуждает мгновенно ориентироваться в потоке информации и отсеивать ненужное, чтобы найти интересное именно для себя. Восемь секунд – таков средний период концентрации внимания на одном предмете. Всего восемь секунд!
По стандартам образования, дошкольник должен пересказывать 30% от смысла текста, младший школьник – 50%, а старший школьник – от 60% и больше.
Второе по сложности задание – монолог по одной из выбранных тем: в этом уверены 40% опрошенных школьников. Еще 16% девятиклассников отмечают, что они испытывают затруднения во время диалога с экзаменатором. И 2% школьников плохо справляются с чтением текста вслух.
Монолог не получается, потому что читают школьники все меньше и меньше. В этом компоненте показательна ситуация не только у нас в России, но и в США, например. Лишь 20% современных американских подростков читают книги, газеты или журналы каждый день. Но при этом больше 80% из них постоянно находятся в социальных сетях, сообщает Американская психологическая ассоциация на своем сайте. 36% школьников испытывают трудности с выражением своих мыслей устно.
При таких данных ожидать какого-то хорошего результата по результатам итогового собеседования сложно. Проблема еще и в том, что 40% девятиклассников не понимают, с какой целью проводится итоговое собеседование. Поэтому-то среди главных затруднений при подготовке заметная доля опрошенных (48%) называет большую ответственность, так как итоговое собеседование является допуском к основному государственному экзамену (ОГЭ). «Зачем нас так мучить?» – спрашивают дети. Кстати, для них это опять же проблема – большинство сомневаются, как правильно писать «мучать» или «мучить»? В основном пишут через «а».
А у 9% опрошенных проблема другая – не хватает времени на подготовку. И только малая часть школьников (7%) признается, что главная проблема на экзамене… их собственная лень. При этом свою готовность к итоговому собеседованию на данный момент школьники оценивают на 3,5 балла из 5.
комментарии(0)