В 2021 году количество свободных вакансий по всем уровням подготовки кадров рабочих специальностей выросло на 86% по сравнению с 2020-м. Фото Владимира Ларионова/PhotoXPress.ru
В России планируется создать образовательно-производственные кластеры, которые помогут студентам техникумов (колледжей) получить востребованные профессии. Центры будут формироваться на основании партнерства колледжей и техникумов с профильными предприятиями реального сектора экономики. Такой тандем, считают в правительстве, поможет сформировать поток специалистов по направлениям, которые востребованы бизнесом.
Председатель правительства России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 24 января сообщил, что на базе ведущих региональных техникумов и колледжей в ближайшие три года на конкурсной основе будут созданы 210 образовательно-производственных кластеров. «Такой подход позволит максимально приблизить систему среднего профессионального образования к потребностям и запросам работодателей, а молодым людям, прошедшим обучение, – быстрее найти работу», – подчеркнул глава правительства. Отбор проектов будет проводить Минпросвещения на конкурсной основе. Из федерального бюджета каждый победитель получит 100 млн руб. Всего на поддержку образовательно-производственных кластеров предусмотрен 21 млрд руб.
Это созвучно идее проекта «Профессионалитет», когда подготовка специалистов будет вестись в интересах тех региональных промышленных предприятий, которые готовы сотрудничать с образовательными организациями, предоставлять им свою промышленную базу, заключать договора о целевой подготовке, привлекать к ведению образовательного процесса своих ведущих сотрудников. Крайне важно, чтобы будущие специалисты приобретали не только теоретические знания, но и практические навыки работы в реальных условиях на соответствующем оборудовании, включались в трудовую деятельность уже в процессе получения профессии.
В советское время подготовка рабочих кадров осуществлялась на базе профессионально-технических училищ (ПТУ), а выделение бюджетных мест на всех уровнях профессионального образования – начальное, среднее, высшее – согласовывалось с региональными службами занятости. Они вели учет востребованности рабочих профессий и количества соискателей. В 1990-х годах, с распадом Советского Союза, вся система планирования подготовки и учета вакантных рабочих мест была разрушена. Сегодня связи между подготовкой кадров и их востребованностью в реальных секторах экономики фактически нет.
Негативно влияет на возрождение системы подготовки рабочих кадров низкая привлекательность рабочих специальностей среди населения и недостаточно эффективная система профессиональной ориентации и консультирования. Работодатели самостоятельно решают проблему кадрового голода, доучивая и переучивая своих работников.
Сегодня техникумы и колледжи готовят кадры по рабочим специальностям, а также специальностям среднего профессионального образования, исходя больше не из потребностей экономики, а из локальной конъюнктуры. До недавнего времени, например, все хотели быть юристами, экономистами. А сейчас происходит переориентация на сферу услуг, ЖКХ, дизайна, информационных технологий. Вместе с тем реального учета потребности в кадрах, особенно рабочих, нет.
По данным Росстата, в 2021 году количество свободных вакансий (по всем уровням образования) выросло на 86% по сравнению с 2020-м. Это огромный кадровый дефицит. Отчасти, конечно, он связан с оттоком мигрантов, начавшимся с пандемией.
Больше всего нехватка кадров ощущается в таких отраслях, как металлургия, фармацевтика, транспорт, строительство. В связи с чем с 1 сентября 2022 года Министерство просвещения начинает реализацию пилотного проекта «Профессионалитет». Это проект по подготовке на базе организаций среднего профессионального образования 150 тыс. квалифицированных кадров, прежде всего для перечисленных отраслей.
Как заметила ранее заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова, новая программа «Профессионалитет» опирается на три нововведения, которые, прежде чем принять к исполнению повсеместно, нужно будет «обкатать». Первое – вовлечение в образование учащихся колледжей и техникумов представителей профессиональных сообществ, действующих игроков рынка, которые станут инвесторами системы образования. Второе – сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности. И третье – создание в учебных заведениях разного рода центров молодежных инициатив.
Предлагаемое нововведение позволит не только решить проблему кадрового голода, но и значительно повысить качество подготовки специалистов.
комментарии(0)