Эффективность учебного процесса в электронном формате – главная проблема для экспертов. Фото Pexels
С 2014 по 2020 год совокупный ежегодный темп роста электронного образования составил примерно 7,6%, но отдельные страны и регионы мира показали даже более высокие темпы роста. C 2018 по 2023 год эксперты прогнозируют увеличение динамики роста до 10,26% в год, что составит 286,62 млрд долл. в 2023 году по сравнению с 159,2 млрд долл. в 2017-м.
Это связано с тем, что рост рынка электронного образования в разных странах и регионах мира происходит за счет разных продуктов и сервисов образовательной среды, отраслей экономики и групп потребителей. К примеру, в США – в основном за счет школьного и послешкольного обучения благодаря большому числу пользователей; в России – за счет корпоративного обучения, репетиторства и обучения английскому языку.
Количество образовательных стартапов, реализующих различные формы электронного образования, растет по всему миру и в России. Кроме того, крупные интернет-компании и социальные сети также входят в рынок электронного образования, что в ряде стран оказало критическое давление на этот сегмент рынка. Так, в Китае рынок электронного образования фактически обвалился, когда о своих проектах в данной области заявили три самые крупные интернет-компании страны и мира: Baidu, Alibaba, Tencent.
Сейчас электронное образование развивается более активно в рамках неформального образования. И хотя эксперты прогнозируют в течение ближайших пяти лет отрицательные темпы роста, рынок самостоятельного электронного образования вне формальной системы останется внушительным.
Общих причин этой тенденции нет. К примеру, в Китае, где прогнозируется резкое падение доходов от сервисов электронного обучения, это связано с переизбытком предложений и завершением национальных программ в области электронного образования. В странах, зависящих от нефтяной промышленности, падение доходов от нефти привело к сокращению государственного финансирования проектов развития электронного образования. В США снижение темпов роста эксперты связывают с ужесточением образовательного законодательства в области дистанционного обучения и частного образования, а также с большим количеством бесплатных образовательных ресурсов.
О массовом распространении электронного образования в формальной системе образования пока говорить рано. В США образовательные организации более активно внедряют электронное образование и онлайн-обучение, чем в европейских странах. В Европе различные исследования фиксируют, что институциональные стратегии электронного образования приняли чуть более половины образовательных организаций, а ввели его в учебный процесс даже менее половины.
Вместе с тем дискуссии о преимуществах и недостатках электронного образования ведутся на институциональном уровне в европейских вузах практически повсеместно. Основные вопросы, которые поднимаются в рамках таких дискуссий, связаны с источниками финансирования разработки онлайн-курсов, необходимостью инвестиций в процесс внедрения электронного образования, признанием результатов электронного обучения, эффективностью учебного процесса в рамках электронного образования, низким уровнем мотивации профессорско-преподавательского состава к созданию и поддержке онлайн-курсов, переподготовке.
Ситуация осложняется и тем, что правительства в условиях дефицита бюджетных средств также не спешат с заявлениями о широкомасштабной поддержке образовательных организаций в области электронного образования. В тех странах, где оно поддерживается на национальном уровне, можно выделить следующие основные направления его развития: внедрение открытых стандартов, создание открытых образовательных ресурсов и развитие открытого образования в рамках стратегии развития всей системы образования.
В России количество образовательных организаций, внедривших на настоящий момент электронное образование, незначительно. В основном это ведущие вузы, имеющие дополнительные субсидии из государственного бюджета в рамках различных национальных проектов и инициатив. Вместе с тем российским вузам реализация электронного обучения позволяет значительно расширить доступ к качественному высшему образованию и обучению в течение всей жизни, обеспечить полноценное участие университетов в стремительно развивающейся мировой системе высшего образования.
Развитие электронного образования позволит российским вузам более эффективно задействовать ресурсы специалистов предприятий, вовлекать практикующих специалистов, что повысит насыщенность образовательных курсов, в том числе и прикладного бакалавриата.
Благодаря электронному обучению открывается возможность как обучения лиц с ограниченными возможностями, так и повышения квалификации и переподготовки работников без отрыва от производства. Спрос на электронное образование во всем мире и в России со стороны различных групп пользователей будет стимулировать образовательные организации развивать различные формы электронного образования и внедрять новые бизнес-модели.
Уже сейчас большая часть образовательных проектов реализуется вузами в рамках государственно-частного партнерства с интернет-компаниями и образовательными стартапами.
Исследования по развитию и перспективам электронного образования ведутся учеными во всем мире. Основные темы таких исследований: вопросы эффективности различных форм электронного образования в системе формального и неформального образования; распространение электронного образования в образовательных организациях разных уровней; основные факторы, оказывающие влияние на развитие электронного образования; влияние электронного образования на развитие национальных систем образования…
Исследователи, выделяя несколько этапов в развитии электронного образования в мире, отмечают, что современный этап связан с появлением и развитием массовых открытых онлайн-курсов. Дальнейшее развитие различных форм электронного образования в России требует введения дополнительных мер и механизмов. В связи с этим исследование реального состояния рынка электронного образования и перспектив его развития представляется актуальной научной темой.
комментарии(0)