Родителей зачастую больше занимает общение с гаджетами, чем со своими детьми. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Ученые нескольких высших учебных заведений (Санкт-Петербургского государственного университета, Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Костромского государственного университета) проанализировали научные данные об интернет-зависимости за последние десять лет. Результаты работы опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».
Реальный и виртуальный мир тесно переплетены в сознании людей. Это мешает межличностному общению. По ТВ-каналам гуляет реклама, где дочка просит купить собаку, а рассеянная мать, думающая в этот момент над словами начальника, утвердительно кивает головой в ответ. В следующем кадре дома у девочки появляется собака. «Ты же разрешила!» – говорит дочь, глядя на удивленное лицо матери.
В принципе это почти реклама так называемого фаббинга. В теории коммуникации фаббинг – это невербальная реакция между беседующими людьми, проявляющаяся в отвлечении на свой мобильный телефон, потере зрительного контакта и интереса к собеседнику. Человек, которого игнорируют, это жертва фаббинга. Чаще, разумеется, в роли жертвы фаббинга выступают родные «фаббера».
За рубежом популярна гипотеза: жертвы фаббинга способны впадать в депрессию. Джеймс К. Талбот, написавший книгу «Путь к позитивной дисциплине. Руководство для родителей», сравнивает родителей со смартфоном в руках с родителями прошлых лет, которые проводили долгое время за просмотром телевизора. И считает, что довольно трудно сказать, как рассеянность родителей скажется на эмоциональном здоровье конкретного ребенка.
Психолог-логопед Николай Сорокин в беседе с обозревателем «НГ» рассказал, что в последнее время к нему часто обращаются родители, чьи дети отстают в развитии. «Начинаешь интересоваться бытом ребенка, родители с гордостью говорят, что ребенок со смартфоном обращается на «ты». Кучу мультфильмов пересмотрел. При этом он тревожен, излишне эмоционален, обидчив, раздражителен и капризный. Моторика не развита. И это никого не пугает», – отмечает эксперт.
Сорокин приводит типичную картинку. Некоторые дети постоянно дергают родителей: «Мам, посмотри на меня!» Если родители при этом игнорируют их призывы – тут же начинается истерика. Таким образом дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, которых все больше занимает общение с гаджетами.
Есть случаи, когда дети нервно выхватывают из рук родителей мобильные устройства, закатывая истерики по этому поводу, или просто прячут их куда подальше. Дочь учительницы по литературе написала в своем сочинении, посвященном маме, что хочет быть маминым мобильным телефоном, которому та уделяет больше внимания и заботы, чем ей.
Авторы нового межвузовского исследования проанализировали данные социологического опроса. В нем приняли участие 525 девушек и юношей 17–29 лет из разных регионов России.
Психологи, которые проводили исследование, отмечают, что фаббинг становится практически нормой поведения в молодежной среде и при этом ведет к негативным последствиям в межличностном взаимодействии, обедняет его содержание и качество. Можно констатировать, что больше 25% респондентов имеют привычку «листать» телефон во время общения. Около 20% отметили, что окружающим не нравится, когда они копаются в телефонах, а 26% убеждены, что не раздражают партнера, когда заняты своим мобильным телефоном, комментируют авторы исследования. Результаты опроса также говорят, что у 75% молодых людей телефон всегда под рукой, причем 56% проверяют его, как только проснулись утром. Около 33% чувствуют себя неполноценными без телефона.
Интересно, что опрошенные не считают, что они – фабберы, а скорее чувствуют себя жертвами фаббинга. Чем моложе респонденты, тем сильнее они чувствуют свою зависимость от телефонов. Более подвержены зависимости от электронных девайсов девушки. Для юношей гаджет – это больше демонстрация доминирования в отношениях: «Я чувствую себя довольным, когда обращаю внимание на свой телефон». Девушки чаще отмечали тревожность и невысокий самоконтроль: «Я обращаю внимание на свой телефон дольше, чем намереваюсь это сделать»; «Я чувствую беспокойство, если мой телефон не рядом».
Эксперты отмечают положительную связь между фаббингом и интернет-зависимостью, а также негативной эмоциональностью и предубежденностью. Среди интернет-зависимых меньше открытых, дружелюбных и добросовестных людей. Интернет-зависимые испытывают меньшее удовлетворение от общения и взаимодействия, меньше доверяют партнеру при таком общении, чувствуют себя менее близкими людьми, испытывают ревность и спад настроения. Более того, результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что даже присутствие мобильного телефона в поле зрения собеседников снижает качество коммуникации и доверительные отношения в общении.
комментарии(0)