Полноценно преподавать робототехнику нет возможности, хотя бы из-за ограниченного времени урока. Фото агентства «Москва»
Наиболее эффективной комбинацией академических направлений и методов обучения, востребованных экономикой, считается STEAM (от англ. science, technology, engineering and mathematics – наука, технологии, инженерия и математика), заявляют исследователи Центра экономической географии и регионалистики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС). Это направление стало национальным стратегическим приоритетом во многих странах, включая США, Великобританию, Китай, Южную Корею, Австралию, Израиль и Канаду.
Акроним STEM ввели сотрудники Национального научного фонда США в 2001 году, чтобы обозначить новую образовательную парадигму, объединяющую академические дисциплины. Через реализацию на практике этого подхода планировалось обеспечить Соединенные Штаты высококвалифицированными техническими специалистами для развития науки и промышленности. Сегодня STEM-специалисты – самые востребованные на мировом рынке труда. По прогнозам аналитиков Бюро статистики труда США, в ближайшие десять лет потребность в STEM-кадрах опередит другие специальности на 76%. Только для американского рынка потребуется около 10 млн человек. И дефицит кадров сохраняется, несмотря на рост темпов обучения.
По мнению президента Microsoft Брэда Смита, наступил «кризис гениев» – время, когда технологическим компаниям катастрофически не хватает квалифицированных STEM-специалистов. Чтобы подготовить подходящих работников, Microsoft подталкивает правительство США инвестировать в развитие STEM-образования в стране.
В России потребность в STEM-специалистах тоже растет. На отечественном рынке труда сегодня дефицит – около 222 тыс. специалистов из области цифровых технологий. К 2024 году потребность в них вырастет до 300 тыс. На основе разработанной в РАНХиГС методики недавно был проведен анализ динамики приема абитуриентов и выпуска специалистов по STEAM-направлениям подготовки кадров. За 2019 год доля выпуска STEAM в программах высшего профессионального образования в России составляет 36%.
Как считают аналитики РАНХиГС, к концу 2020 года доля трех приоритетных направлений подготовки специалистов в области IT, Robotics и Arts выросла до 17,1% от общего числа подготовленных высококвалифицированных кадров. А доля IT-направлений в рамках общей системы профподготовки кадров увеличилась с 4,3 до 5,1%. Эта тенденция устойчива, считают социологи.
В зарубежной практике основы инжиниринга, физики и математики закладываются еще детям – с помощью домашних экспериментов и простых игр. Но более серьезную STEM-подготовку пока можно получить лишь на корпоративных образовательных программах технических университетов. Это совместные программы университета и индустриального партнера. Партнер оплачивает обучение студентов, помогает составлять учебный план и отбирать кандидатов. При этом студенты работают над дипломным проектом у индустриального партнера, решая реальную технологическую задачу компании.
В РФ предложения включить STEAM в образовательную программу звучат часто, но сделать это не так просто. Эксперты компании LEGO Education (круглый стол на эту тему, июнь 2021 года, Кемерово) выделяют три главные преграды: время, деньги и кадры.
Создатель федеральной сети дополнительного образования «Лига роботов» Николай Пак считает, что государственная школа не готова полноценно преподавать ту же робототехнику как минимум из-за ограниченного времени урока. «45 минут, – по мнению педагога, – недостаточно для тщательной работы с техническими наборами». А по словам Елены Сорокиной, директора томской гимназии № 6, серьезно развивать в каждом образовательном учреждении STEAM-направление очень затратно, ведь техническая среда требует постоянной поддержки и обновления.
Елена Починок, директор томского академического лицея им. Г.А. Псахье считает, что на пути внедрения STEM стоит проблема нехватки кадров. Преподаватели очень нужны, но педагогические вузы не готовят таких специалистов. А молодых айтишников учительская зарплата часто не устраивает, их приходится дополнительно обучать преподаванию. Они не знают, как работать с детьми разного возраста.
Самыми успешными с точки зрения подготовки востребованных в перспективе STEAM-специалистов, по данным РАНХиГС, являются регионы – лидеры по развитию научно-образовательной системы: Томская область, Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Самарская область. Указанные регионы входят в топ-100 ведущих университетских рейтингов страны по числу вузов.
Социологи предлагают следующие рекомендации по развитию образовательных STEAM-программ. По их мнению, необходимо увеличение набора и общая переориентация системы профессионального образования на профили STEAM-компетенций. Важно стимулировать внедрение инновационных образовательных программ на стыке инженерии и творческих направлений с использованием современных технологий, создание высших инженерных школ и зеркальных лабораторий в регионах. Перспективным им видится создание так называемых детских STEAM-центров, где возможно взаимодействие программ в сфере науки, искусства, робототехники и информации.
комментарии(0)