Одаренные дети – это не обязательно победители олимпиад. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru
Внесены поправки в закон «Об образовании». В частности, уточняются положения статьи 77, которая посвящена созданию в учреждениях образования специализированных структурных подразделений. В федеральных государственных вузах создадут специальные подразделения – «Специализированные учебно-научные центры».
В такие центры будут принимать одаренных детей, которые обучаются по программам основного общего или среднего общего образования. Они могут жить в интернате при вузе. Их питание и проживание будут оплачивать за счет средств федерального бюджета. Это означает, что как минимум проблема проживания таланта и его обеспечения решена. Это очень важно.
Кстати, в Америке тоже существуют специальные академии, куда отбирают, например, математически одаренных детей. Это аналог наших математических школ. В Европе одаренных детей не принято выделять в особую группу. Единственное исключение – Англия, где до сих пор сохраняются грамматические школы. Это школы, которые финансирует государство, но они работают по особым программам. То есть некий аналог наших гимназий с углубленными программами по тем или иным дисциплинам.
Отбор детей по степени одаренности часто вызывает споры. Дискуссии возникают даже по поводу самого определения – «одаренные дети». Кто они? В педагогике немало спорных терминов, но даже здесь «одаренность», пожалуй, самое неопределенное определение. Проще обстоит дело с одаренностью творческой. Выдающийся отечественный психолог Лев Выготский под этим термином понимал способность к творчеству, которая является генетически обусловленной и развивается в ходе соответствующей деятельности.
А если маленький человек еще не занимается соответствующей деятельностью, то как быть в этом случае? Может, сначала дать ему эту возможность, а потом помещать его в среду таких же одаренных. Есть, конечно, такие дети, у которых талант явно заметен. В тех же США принята такая категория, как exceptional children, то есть исключительные дети. В нее попадают дети с разного рода проблемами физического развития, дети эмоционально нестабильные, со множественными проблемами в развитии и т.д. И туда же определили одаренных детей, явно проявляющих какие-то особенности.
Абсолютно непонятно, как выявлять одаренных детей, по каким критериям? И кто это должен делать?
В спорте есть такой термин – «селекционер». Это тот, кто колесит по регионам и отбирает талантливую молодежь. Просматривают за год большое количество турниров в поисках будущих звезд. Или в науке, например, есть программы по поиску юных талантов со способностями к физике, математике, химии, биологии. Такая программа работает в Новосибирском госуниверситете. Преподаватели, которые занимаются отбором учеников, называют себя «гонцами». Каждые январь-февраль, когда наступает время региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников, они едут в несколько десятков регионов, наблюдают за участниками, проводят собеседования и самых талантливых приглашают в Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля при Новосибирском госуниверситете (СУНЦ НГУ).
Директор СУНЦ, профессор Николай Яворский, который сам много лет выступал в роли «гонца», заявил в интервью ТАСС, что очень важен диалог с юным соискателем глаза в глаза. Очень важно понять, какие интересы у ребенка, какой он видит свою дальнейшую жизнь. А одаренные дети, по его мнению, – это совсем не обязательно победители олимпиад. И даже чаще их можно найти не среди победителей, считает Яворский.
И вот тут возникает еще одна важная проблема – отбор «гонцов» и «селекционеров». Наиважнейший контингент, который тоже важно готовить, оберегать и контролировать.
Родители, когда заходит речь об отборе детей в уникальные образовательные учреждения, становятся невменяемыми. Некоторые готовы за любые деньги протолкнуть туда своего ребенка. Обывательское сознание уже привыкло считать, что в наших театральных вузах обучается половина династийных, половина – блатных.
А верна ли привычная поговорка, что на детях знаменитостей природа отдыхает? В 1865 году Фрэнсис Гальтон опубликовал статью «Наследственный характер и талант». И разбил в пух и прах бытовавшее заблуждение относительно факта передачи таланта по наследству. Талант передается по наследству в очень незначительной степени, заявил автор, опираясь на результаты многочисленных исследований. И мать не имеет монополии на его передачу.
Дело в том, что ученые никогда не выявляют генетические способности по женской линии. Материал для исследований генофонда берется только у мужчин. Потому что у женщин нет Y-хромосомы, а как раз гены этой маленькой хромосомы особенно информативны.
Кстати, в 1869 году была опубликована фундаментальная монография Гальтона «Наследственный гений», а спустя еще пять лет – более специальная: «Английские ученые мужи: их природа и воспитание». Все три эти работы Фрэнсиса Гальтона сегодня лежат в основе современной науки о гениальности.
комментарии(0)