0
14357
Газета Образование Печатная версия

29.12.2021 19:17:00

Какую бомбу закладывают под ЕГЭ

Логика развития событий может привести и к уменьшению числа абитуриентов, и к закрытию многих высших учебных заведений

Тэги: образование, егэ, социальное расслоение


образование, егэ, социальное расслоение ЕГЭ из великого уравнителя превращается в еще один элемент социального расслоения. Фото агентства «Москва»

Привычный порядок сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) сохраняется, заявили в Рособрнадзоре. Если, конечно, эпидемиологическая ситуация в этом году не помешает. То есть для 11-х классов возвращается обязательная базовая математика, а девятиклассники снова будут полноформатно сдавать основной государственный экзамен (ОГЭ). Также Рособрнадзор сообщил, что «вопрос о сдаче ЕГЭ только для поступающих в вуз обсуждается».

Вообще в политическом пространстве существует такая тема: когда политическому деятелю надо что-то сказать про образование, а он не в курсе последних изменений, то самый верный способ «быть в тренде» – сказать о ЕГЭ. Никогда не ошибешься. Многие начинающие политдеятели этим пользуются. Да и маститые не пренебрегают лишний раз подбодрить оппонентов госэкзамена.

Председатель центрального комитета КПРФ Геннадий Зюганов опять предложил ликвидировать ЕГЭ. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский довольно нетривиально подошел к вопросу. По его мнению, экзамен можно использовать для регулирования потоков студентов. Можно, например, отменить госэкзамен на Дальнем Востоке и стимулировать тем самым приток студентов туда. Казалось бы, почему бы и нет? Однако уже существует такая практика, как мобильность студентов. Можно поступить в вуз на Дальнем Востоке и перевестись затем в любой другой вуз. А отучившись в дальневосточных вузах, уехать трудиться в другой регион. Да, студенты могут на Дальнем Востоке появиться… Но вряд ли они все останутся затем трудиться там.

Теперь что касается сдачи ЕГЭ только для поступления в вуз. Вызовет ли такая мера сокращение притока студентов? Вызовет. Социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» уже даже подсчитали, насколько сократился прием с введением такой меры в 2021 году: на 10–15%. Все-таки школы пока заинтересованы в том, чтобы выпускники шли в высшие учебные заведения. Поэтому будут биться в этом случае за каждого будущего студента. Другое дело, что само государство сейчас более заинтересовано в развитии системы среднего профессионального образования (СПО). Кстати, поступить туда можно либо через профильные экзамены, либо через ЕГЭ.

Только что обнародованы новые правила для поступающих в вузы через СПО. До соответствующего приказа проведение вступительных испытаний на базе профессионального образования, отличающихся по содержанию от общеобразовательных, было правом вуза. И некоторые учебные заведения им пользовались. Но, как правило, они заменяли на профильное только одно из вступительных испытаний. Отныне после колледжей и техникумов поступать придется только по внутренним профильным экзаменам вузов. Или опять – по результатам ЕГЭ. Скорее всего к этому все и идет.

Кстати, рекомендаций к содержанию этих самых профильных вступительных испытаний Минобрнауки РФ не дало, оставив все на усмотрение вуза. Требуется лишь, чтобы они отличались от общеобразовательных и соответствовали направленности (профилю) образовательной программы СПО, родственной программе бакалавриата или специалитета, на которую осуществляется прием.

Также «разбавить» ЕГЭ призвано портфолио ученика, которое он сможет собирать во время школьной учебы. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев бросил пробный шар – идею о создании портфолио для учеников, начиная уже с шестого класса, в котором будут учитываться как школьные, так и внеучебные достижения. И буквально совсем недавно на эту тему опросили учителей.

По данным исследования образовательной компании MAXIMUM Education, об инициативе знают 77% опрошенных, примерно четверть (23%) педагогов пока не в курсе. При этом 74% не верят в то, что оно сможет стать равнозначной альтернативой ЕГЭ, противоположного мнения придерживаются 26%. В то же время саму идею ввести в учебных заведениях такое портфолио поддерживают 65% педагогов, против выступают более трети – 35%.

Напомним также, что, согласно статистическим данным, растет (пусть и незначительно) с каждым годом количество олимпиадников, поговаривают о мерах по увеличению целевого приема. Теперь вот портфолио. В ведущие вузы по обычному приему уже попасть сложно, все места под победителями различных олимпиад, льготниками и целевиками. А что будет дальше?

А дальше, если экзамен будет по выбору, постепенно будет сокращаться количество бюджетных мест в вузах, потом будут закрываться сами вузы. Если семьи учеников осознают, что система СПО на деле работает, поток абитуриентов будет перенаправлен туда. Не повезет репетиторам, издателям пособий «Готовлю к ЕГЭ», торговцам фальшивыми заданиями и другим категориям заинтересованных лиц. Повезет ли государству из-за того, что снижается образовательный уровень населения в целом, это вопрос. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2348
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3708
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7305
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10699

Другие новости